Регистрация
Авторизация
Поделиться:
Осваиваем полезные навыки

Улучшаем дикцию - первая группа упражнений (для учителей и студентов)

23 апреля 2017
Для учителей, которые призваны доносить до своих учеников много прописных истин, иметь поставленную речь и четкую дикцию просто необходимо. Пользуясь специальными упражнениями, очень скоро можно этого достичь.

Как добиться хорошей дикции?

   Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя.
Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.
Культура речи педагога — понятие емкое и многогранное. Использование в конкретном акте общения специально отобранных элементов языка и является по сути дела речью. Точность и правильность отбора зависят от эрудиции говорящего, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые для оформления той или иной мысли.
   Культура речи педагога неотделима от отработанной техники речи, под которой мы подразумеваем систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных, доведенных до степени автоматизма. Все эти факторы обеспечивают профессиональное педагогическое взаимодействие учителя с обучаемыми.
Итак, хороший голос, четка дикция, правильное литературное произношение, умение точно, образно, эмоционально выразить мысль являются основными компонентами речи будущего и реально действующего педагога.
   С возрастанием требований к профессиональной подготовке учителя вопросы владения техникой речи, улучшения ее профессиональных качеств приобретают особое значение. Демократизация, гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузе и школе требуют от современного учителя высокого уровня профессионального мастерства. Последнее, с одной стороны, является важным компонентом его педагогической культуры, а с другой — условием профессионального развития и совершенствования.
 
Цель упражнений:

Выработка правильной рефлекторности речевого выдоха с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, а также межреберных и поясничных мышц. Упражнения выполняются в статическом положении и во время движения.

1) Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (А.С. Пушкин)


2. То же самое — во время ходьбы.
3. То же самое — во время бега на месте.
4. То же самое, воспроизводя движения, имитирующие такие виды работ, которые помогают правильному регулированию дыхания, правильному его использованию: косьба, работа с рубанком, подметание метлой и т. п.
Упражнения на ощущение работы мышц-выдыхателей следует выполнять по несколько раз в день. После проведения упражнений следует прочесть какой-либо текстовой материал, внимательно прослушивая звучание своего голоса.


Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня. (А.С. Пушкин)

   Усвоив упражнения, проведите своего рода самоанализ, помогающий уточнить и осознать конкретные ощущения, возникающие в процессе упражнений, а именно:

  1. ощущение опоры корпуса (правильная осанка);
  2. ощущение напряжения мышц брюшного пресса (нижнереберных мышц);
  3. ощущение свободы в области ротоглоточной полости.


   Правильный выдох происходит при сохранении устойчивого положения дыхательного пояса и легком давлении со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх (на губах ощущается теплый выдыхаемый воздух).

Выдох должен:

  1. происходить без толчков, ровной выдыхаемой струей;
  2. обладать гибкостью и эластичностью;
  3. производиться с одинаковой легкостью при различных положениях тела (стоя, сидя, лежа).

   Когда вы освоите упражнения для ощущения работы мышц-выдыхателей, вы получаете упражнения на организацию речевого вдоха, который становится его постоянным вдохом в повседневной жизни, во время спортивных игр и т. д. Упражнения прибавляются постепенно, по мере их освоения.

Продолжение следует...

Источник: Савостьянов А.И "300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией"

ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Рекомендованные статьи

Улучшаем дикцию - вторая группа упражнений (для учителей и студентов)
30 апреля 2017

Продолжаем публиковать специальные упражнения для развития хорошей дикции и чистой речи. Уроки будут полезны, как...

Читать далее
Страницы сайта просмотрены бесплатный счетчик раз с 31 января 2017 года счетчик посещений