Регистрация
Авторизация
Поделиться:
Осваиваем полезные навыки

Улучшаем дикцию - четвертая группа упражнений (для учителей и студентов)

07 мая 2017
Часто красивая речь – это результат долгих, но приятных тренировок, когда человек проговаривает не только скороговорки, но и выполняет различные упражнения.
игры прекрасной полезности техника речи

Подготовка речевого аппарата к работе над дикцией

Цель этих упражнений:


Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата:

   В основу научного обоснования тренировочной гимнастики артикуляционно-резонаторного аппарата положены достижения русской физиологической школы, а также опыт работы автора в театральных школах и педагогических вузах. Занятия следует проводить в проветренном помещении.
   Тренироваться рекомендуем: утром, до занятий голосом, перед уроком, лекцией и при голосовом утомлении.

   При работе в процессе тренировки надо избегать резкой, утрированной артикуляции, так как в основе занятий лежит выработка естественных, плавных движений. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.
   Первоначальные упражнения, особенно при самостоятельных занятиях, должны проделываться перед зеркалом. В дальнейшем, когда запомнятся мышечные ощущения, которые возникают при тренировке, можно обходиться и без зеркала.
   В наши упражнения включен самомассаж, который широко используется не только в лечебных целях, но и в профилактических — для предупреждения заболеваний, связанных с речевой функцией. Массаж — один из древнейших приемов снятия мышечных зажимов, усталости, он способствует восстановлению здоровья, улучшению обмена веществ, кровообращения. Воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, он способствует, косвенным путем, лучшему резонированию. Массаж, заключающийся в поглаживании, называется гигиеническим. Массаж, производимый постукиванием пальцев, — вибрационным.

Каждое упражнение, предлагаемое нами, следует повторить 5-10 раз.

Массаж

14) Массаж лица:


   Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба производить медленное поглаживание ладонями до околоушной области лица.

Такие же движения производить:

15) Повторить все вышеописанные движения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж).

16) Массаж шеи:

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

Носовое дыхание

   При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой — увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости или загрязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

17) Упражнение

18) Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки М и Н.

При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям.

19) Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.

Тренировка мышц нёба и глотки

20) Произнести медленно 3–4 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3–4 раза подряд гласные А, Э, О.

21) Упражнение

22) Упражнение

23) Раскрыть рот (расстояние между зубами два пальца), произнести звукосочетание АММ…АММ…АММ… (звук А — тихим, легким шепотом, звук М — протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз.

Упражнения для губ

24) Массаж мышц верхней и нижней губы:

Упражнения для языка

25) Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», высунуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные И, Э, не убирая язык за зубы.
Повторить это сочетание 4–6 раз подряд.
26) Приподнять кончик языка и, скользя по твердому нёбу назад, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные О, У, не меняя положения языка.
27) Протяжно тянуть согласный М, проводя кончиком языка по верхней и нижней деснам (рот раскрыт).
28) Тянуть звук М, поглаживая, при закрытом рте, языком слизистую оболочку полости рта (нёбо, внутреннюю сторону щек и губ).
Вибрационный массаж со звуком (проверка ощущения звука в резонаторах)
29) Тянуть поочередно одно из следующих сочетаний: ЗМ, ЗН, ВМ, ЖН, ГМ, ГН, производя одновременно постукивание по носу сверху вниз и снизу вверх; вокруг рта и околоушной области лица и по середине носа; от середины лба, вокруг глаз и снова по носу, время от времени прикладывая ладони к костяку лица, для ощущения вибрации; по шее сверху вниз по обеим сторонам до подмышечных впадин и верхней части грудной клетки.

ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Рекомендованные статьи

Улучшаем дикцию - вторая группа упражнений (для учителей и студентов)
30 апреля 2017

Продолжаем публиковать специальные упражнения для развития хорошей дикции и чистой речи. Уроки будут полезны, как...

Читать далее
Улучшаем дикцию - первая группа упражнений (для учителей и студентов)
23 апреля 2017

Для учителей, которые призваны доносить до своих учеников много прописных истин, иметь поставленную речь и четкую...

Читать далее
Улучшаем дикцию - третья группа упражнений (для учителей и студентов)
04 мая 2017

Хорошая дикция и чистота речи – это не всегда результат прирожденных качеств. Многие знаменитые ораторы для...

Читать далее
Страницы сайта просмотрены бесплатный счетчик раз с 31 января 2017 года счетчик посещений