Регистрация
Авторизация
Поделиться:
Основы правильного семейного воспитания

Совесть верный советник или, как воспитать в ребенке совесть

24 января 2017
Задавались ли вы вопросом, почему одни дети вырастают бессовестными, а другие совестливыми? Какое определение у совести вообще и, как можно понять, когда говорит голос совести, а когда что-то другое? В нашей статье мы постарались ответить не только на эти, но и другие вопросы, связанные с понятием совести.

«Совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает.» Фонвизин Д. И.

Каждый из нас сталкивается в жизни с ситуацией, когда приходится делать выбор между хорошим или плохим поступком и вступать в диалог со своим внутренним судьёй, который, как сказал когда-то Пушкин, скребёт сердце, как зверь.

В детстве мне неоднократно представлялись случаи, когда я стоял перед выбором. Возможно, сделанный мной выбор определялся, прежде всего, моим уважением к родителям, а уже затем пониманием того, что хорошо, а что плохо. Например, был случай, когда дворовые ребята полезли в чужой огород «за добычей», как они это называли, но по сути это шло в разрез с отцовским наставлением: «Нельзя брать чужое без спроса». И, конечно же, я отказывался лезть вместе с ребятами, а после отказывался вместе с ними поедать яблоки, предложенные друзьями, ту самую добычу. И это было нелегко.

В один из вечеров я рассказал об этом отцу, не называя при этом имен, да он и не спрашивал, потому что другим его наставлением было не ябедничать. Он похвалил меня за то, что я не полез в чужой огород, но пристыдил тем, что я не остановил ребят: «Разве может твоя совесть быть спокойной, когда ты видишь, что твои друзья, благодаря своему поведению, могут попасть в беду?» - сказал отец.

«Но как? – спросил я. –  Я пробовал, но они не захотели  меня слушать».

«Тогда нужно было предотвратить их поступок, предлагая взамен свой вариант» -  сказал он. Два дня меня мучила совесть, что я не остановил ребят.

И размышляя над словами отца, я нашел выход. В следующий раз, когда дворовые ребята снова хотели отправиться за «добычей» в чужой огород, я остановил их, а после стал стучаться к хозяевам огорода, и попросил у них разрешения собрать немножко яблок для ребят и выразил нашу готовность помочь собрать яблоки и расфасовать, дабы они не портились, валяясь на земле.

Хозяин огорода, который был в преклонном возрасте, с большой радостью принял мое предложение и разрешил нам полакомиться, а потом мы помогли ему собрать яблоки, за что он нас отблагодарил, угостив печеньем. Моя совесть ликовала, и я был счастлив.

Одни говорят, что совесть не является врожденным качеством, не входит в базовый инстинкт человека. Вторые твердят, что источник голоса «когтистой» совести – это добрая сторона души, некое божественное проявление в человеке. Но как первые, так и вторые единогласно склоняются к тому, что именно правильное воспитание является важным фактором в том, чтобы привить ребенку это необходимое качество. По сути, совесть – это внутренний родитель, который предостерегает человека от совершения дурных поступков. Или порицает за то, что он их всё-таки совершил.

Недаром в слове воспитание есть слово «питание» – то есть, это, прежде всего, питание знаниями, навыками, правдой, заботой о здоровье, понятие хорошего и плохого. И первое, что впитывает в себя ребенок, это, прежде всего, поведение своих родителей. Одна из причин, почему ребенок может вырастить бессовестным, это то, что у него на глазах или с ним самим часто поступают несправедливо. И как результат ребенок в ответ поступает так же. Например, родители дали обещание своему чаду, но не выполнили его. Или же родители говорят, что воровать нехорошо, а сами нарвали морковки на колхозном поле или взяли себе найденный кошелек, не вернув его владельцу.

Второй фактор, который так же влияет на качество совести человека, это окружающая среда: друзья, близкие люди, школа, улица. Так как человек не изолирован от мира, то его обособленность весьма условна. Да, у него есть свой индивидуальный ум, с которым он рождается, но ум есть и у людей, с которыми ему приходится контактировать. И по принципу, который  гласит:  общаясь с умными людьми, человек и сам становится умнее, а общаясь с глупыми – глупеет,  мы приходим к выводу, что, несмотря на то, что у человека есть врожденные инстинкты, он неизбежно приобретает новые, взаимодействуя с окружающим миром.

Например, у человека есть своя температура тела, но есть и температура окружающей среды, которая от него не зависит, но на него влияет. И так во всём. Это закон сообщающихся сосудов, в которых уровень воды выравнивается. Даже если человек очень сильно себя контролирует, он не в состоянии это остановить, но может только замедлить. Когда же человек себя не контролирует, то процесс уравновешивания происходит очень быстро. С совестью дело обстоит абсолютно так же. Человек рождается уже со своей собственной  совестью,  но она не изолирована. И поэтому, если его будет окружать бессовестная аморальная среда, то она повлияет на него, а он на нее. Тут всё зависит от количества. Много совестливых людей способны даже одним своим присутствием улучшить моральные качества негодяя, поделившись с ним частью своей совести. Но также толпа негодяев может ослабить моральные принципы совестливого человека.

И это происходит в независимости от того, хотят ли обе стороны этого или нет. Вот почему так важно избегать плохой компании. Почему так важно воспитывать детей правильно. И уж ни в коем случае не стоит собирать бессовестных людей в одном месте, например, вместе оставлять хулиганов после уроков. А вот приставить к каждому хулигану четверых примерных детей, изолировав его от других хулиганов, как делали в советской школе, образуя «звездочки», здорово бы помогло.

Третьим немаловажным фактором сохранения совести и её правильного развития является информационная среда, в которую входят фильмы, книги, игры и так далее. Родители должны с большой ответственностью подходить к тому, какие фильмы ребенок смотрит, какую музыку слушает, какие книги читает и в какие игры играет.

Но как отличить, какая информация правильная, а какая нет? Как вообще отличить совесть от чего-то другого?

Спутать голос совести с чем-то иным нельзя, потому что это чёткое ощущение понимания того, что справедливо, а что несправедливо. Оно возникает так же естественно, как мы определяем тепло или холод. Хотя оно так же относительно, как и все другие ощущения. Абсолютное понимание всего в мире свойственно Высшему Разуму, то есть Богу. Но чем совершеннее человек в моральном плане, тем более объективно его чувство правильного и неправильного.

И прежде чем молодые родители приступят к чтению сказок для своего малыша, то пусть зададут себе вопрос, чему она учит, есть ли в ней то зерно, что поможет улучшить понимание справедливости. При подборе мультиков и фильмов, нужен такой же подход, ведь ребенок получает образы, которые откладываются в его подсознании и в дальнейшем, взрослея, он будет опираться на эти образы, искать в них ответы на волнующие его вопросы. Немаловажным является и выбор правильных игр. Как обычных, так и настольных. Нужно выбирать именно такие игры, в которых показаны те самые правильные образы морально развитого человека, где достижение целей согласуется с правилами морали.

Допустим, что у молодых родителей есть понятие того, что такое совесть, но как им быть, если их ребенок ведёт себя бессовестно?

Постарайтесь объяснить ребенку, почему то, что он сделал - плохо. Помните, раз он так себя ведёт, то это говорит о том, что в его сознании отсутствует ясное понятие  того, что такое хорошо и что такое плохо. А это, прежде всего, недоработка родителей. Часто разъяснительной работы оказывается достаточно, чтобы ребенок в дальнейшем не позволял себе таких поступков.

Если же это не помогло, и собственная совесть малыша не откликнулась, тогда следует перейти к следующему проверенному веками способу - пристыдить ребенка за плохой поступок.  То есть осудить его поступок своей совестью.  Большинство людей не поступают плохо не потому, что у них своя совесть не позволяет, а потому, что не могут вынести осуждения окружающих. Поэтому они скрывают плохие поступки и не любят ими хвалиться.

Моральное осуждение родителей невыносимо для ребенка. Это наказание почище любого другого.  Так вы как бы делитесь с ребенком своей совестью. После этого он начнет оценивать свои поступки не только со своей точки зрения, но и с позиции, а что на это скажут родители. И со временем их моральные принципы станут моральными принципами самого ребенка.

Но с осуждением нельзя перегибать палку.   От того, что родители при каждом  его плохом поступке просто твердят: «Как тебе не стыдно?!», ничего не изменится. Если только ругать ребенка, то тогда родители потеряют любовь и доверие к себе с его стороны. И такие поступки будут восприниматься ребенком не как воспитание, а как насилие и обида.  Ребенку надо всегда оставить выход  из неприятной ситуации - дать возможность исправить плохой поступок, искупить грех и снова стать хорошим.  Тогда урок будет усвоен, а плохой поступок не повторится.

И помните, что, как и с физической болезнью, предотвратить проще, чем исправлять потом. Поэтому не жалейте времени на разъяснительные беседы вне независимости от того, как он себя ведёт. Нужно объяснить ему, что одно из главных свойств качества характера благородных и достойных людей - это то, что у них есть совесть, которая не позволяет им вести себя плохо по отношению к окружающим. Учите ребенка отличать добро от зла. Это можно сделать путём критической оценки плохих персонажей из сказок или мультфильмов.  Также не помешает критическая оценка совершенных поступков окружающих людей.

Немаловажно и щедро хвалить ребенка за поступки хорошие, не принимая их как должное, чтобы не получилось, что родители обращают на ребенка внимание, только если он поступил плохо. В этом случае плохие поступки могут превратиться в способ привлечения внимания. Уделяйте достаточно внимания этому вопросу, правильно и вовремя реагируйте, и вам не придется стыдиться за своего ребенка, потому что он не умеет стыдиться сам.

21 апреля 12:43
Ангелина, Здравствуйте! Рады, что наша статья была для Вас полезной.
18 марта 21:08
Очень хорошая статья! Почерпнула много чего полезного для себя.

ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Рекомендованные статьи

Пиф-Паф – ой-ой-ой или, как воспитать в мальчиках мужество?

Хорошо ли дарить игрушечное оружие ребенку? Надо ли разрешать мальчишкам играть в войнушки? К чему может привести...

Читать далее
А где моя бабушка?

Рассказывать ли ребенку правду о том, что случилось с бабушкой или с дедушкой? Одна сторона психологов склоняются к...

Читать далее
А кто твой близкий друг? – Гаджет!

Каждому родителю нужно помнить, что детский возраст – это время становления личности. Это именно тот период, когда...

Читать далее
Ошибки детей

Родители, питая огромную любовь к своим детям, не дают им и шага вступить, не позволяя малышам совершать ошибки и...

Читать далее
Страницы сайта просмотрены бесплатный счетчик раз с 31 января 2017 года счетчик посещений