Регистрация
Авторизация
Поделиться:
Рассказывают педагоги

Вредны ли игрушки-монстры для детской психики?

07 марта 2017
Хорошо или плохо то, что ребенок выбирает игрушечных монстров? Стоит ли переживать родителям по этому поводу? И как такие игрушки могут повлиять на психику ребенка? Ответы на эти и не только на эти вопросы, вы найдете прочитав статью практикующего педагога Олеси Емельяновой.

Вредны ли игрушки-монстры для детской психики?


    Средства массовой информации с завидным постоянством возвращаются к теме игрушечных монстров и непоправимому вреду для детской психики, который они якобы причиняют. Но так ли это на самом деле, и стоит ли напрочь лишать своих детей подобных игрушек?

    Прежде всего, люди, пишущие подобные гневные опусы в газетах и журналах, кем бы они себя не объявляли (психологи, педагоги, воспитатели, эксперты…) демонстрируют не профессионализм, а только собственные вкусы и эмоции. Специалист никогда не будет ставить знак равенства между самой игрушкой и игровым процессом с ее участием. Тот, кто действительно изучал и наблюдал игровую деятельность детей, знает, что ребенок ассоциирует себя со своей игрушкой только по собственному выбору и желанию – не он подчиняется ей, а наоборот, игрушка служит его фантазиям и играет ту роль, которую ей отведет ее маленький хозяин.

   Игрушек-монстров, у которых на лице запечатлено злое выражение, на рынке практически нет. Отношение к такой игрушке у осуждающих ее взрослых формируется не на основании образа, а на базе поведения этого героя в книге, мультфильме, кино, компьютерной игре. Если бы этих источников информации о демонизируемой игрушке не было, то и осудить ее было бы не за что. Но истории создает не персонаж, а люди, которые пишут сюжеты с его участием. То же самое в детской игре. Не нужно путать игрушку из пластмассы с фильмом или компьютерной игрой, где герой сам двигается и говорит. Если ребенок перед тем, как к нему в руки попадет игрушечное чудовище, не насмотрится до посинения мультиков или фильмов с его участием, где зло представляется в привлекательном свете, например, фильмы о Гарри Поттере, то игрушка без ее информационной составляющей никакому злу сама по себе научить его не сможет. Для ребенка это будет не малолетний сатанист-чернокнижник, а просто очкарик с указкой. И девочка, если ей никогда не показывали мультсериалов про модных вампирш и зомби-тусовщиц, но читали сказки Пушкина, даже получив в подарок куклу с гробом, будет играть в мертвую царевну, которая спит и ждет своего королевича Елисея, а не в те ужасы, которыми пронизан извращенный зарубежный мультфильм. Если ребенок не смотрел сериалы «Баффи» и «Ангел», то вампир Спайк на картинке выше – заметьте у него нету ни клыков, ни когтей – для ребенка будет Кеном с топором, который собирается нарубить дров для печки, построить дом или срубить ёлочку на Новый год. Почему не купить ребенку такую игрушку? А вот кровавые сериалы ему показывать совсем не обязательно.

   Игрушка это идеальный актер, который станет героем любого сценария, который ему предложат. И вся ответственность за эти сценарии лежит на родительском контроле телевизора, интернета, компьютерных игр и личных знакомств ребенка. От присмотра за детьми и их психологической и физической защиты родителей никто не освобождал. Это их природная обязанность. Когда не было игрушек монстров, были нецензурные стишки, надписи и рисунки на заборах, плохо воспитанные соседские дети и взрослые. То, что к хулиганам присоединились издательства, телевидение, интернет и компьютерная индустрия, должно направить усилие родителей на борьбу с ними, а не с бессловесными предметами, которые сами по себе абсолютно безобидны.

   Когда малыш в магазине игрушек тянет руки к злому волшебнику или вампиру, это не значит, что он видит в нем родственную душу или подчиняется гипнотическому влиянию злой игрушки, просто он уже представил себе историю, где этот герой может сыграть важную роль, и ребенку очень хочется скорее разыграть ее в лицах со всеми подробностями. Не надо забывать, что отрицательный отталкивающий персонаж важная часть не только злых, но множества добрых и поучительных историй. Убери злодея из сказки, и ее сюжет сразу потеряет смысл. Отвратительное чудовище или великан-людоед чаще всего нужны мальчику, чтобы побеждать их своей игрушечной армией и по десять раз на дню спасать от них мир, как делают любимые герои в фильмах и сказках. Побеждая игрушечного злодея, ребенок укрепляет в себе уверенность, что все трудности можно преодолеть, если быть смелым, добрым, честным и помогать другим. Даже если чудище окажется среди девчачьих игрушек, то и тут ему найдется роль – оно может стать заколдованным принцем, которого Барби расколдует своим поцелуем, или благополучно перевоспитаться своей хозяйкой и мирно жить в кукольном городе: жениться на матрешке и ходить в магазин за покупками. Злая игрушечная колдунья поможет разыграть почти любую сказку о принцессе без всякого вреда для детской психики. Детская фантазия подобна волшебной палочке – она отталкивается от реальности, но способна преобразовывать ее на время игры, как захочется. Сюжеты детских игр зависят не от игрушек, а от знаний об окружающем мире малыша – о том, что такое хорошо и что такое плохо.
   Если хотите узнать, каков ваш ребенок, купите ему понравившегося монстра и посмотрите, как он будет в него играть: наберется ли храбрости победить его танком, суперменом или рыцарем, выразив тем самым преданность идеалам добра; или разглядит за его устрашающим видом страдание и жажду исправления и попытается дать ему друзей и шанс измениться, проявив тем самым свою доброту и доверие к людям; или же он использует своего игрушечного монстра только для издевательства над другими игрушками, никого ему не противопоставляя, делая победителем, и тем самым демонстрируя тревожные изъяны в  своем воспитании и своей психике. Эти изъяны не возникают из-за игрушки – она только проявляет их и дает понять, что взрослые не очень хорошо справились со своими обязанностями. Если они внушают малышу, что быть злым или подлым правильно или дают ему смотреть фильмы, переполненные ужасами и безнаказанной жестокостью, то даже самые добрые игрушки в его руках превратятся в таких чудовищ, каких ни в одном магазине не купишь.

   Не имея под рукой тех самых пресловутых монстров, плохо и аморально воспитанные дети начинают искать им замену и превращать в чудовищ и злодеев сначала сломанные, а потом и любые «добрые» игрушки, специально ломая и обезображивая их, делая плохими. Это гораздо опаснее для детской психики, чем кукольные «разборки» с готовым роботом-разрушителем. Самостоятельно превращая добрую игрушку в злобного монстра, калеча ее, дорисовывая атрибуты злых персонажей – длинные рога, острые клыки и когти, – ребенок утрачивает частичку своей доброты. Вот на что стоит обратить внимание!

   Так что осуждения заслуживают не сами пластмассовые исчадия ада или порождения киберпанка, а пропаганда того, что они или кто-либо еще могут безнаказанно творить зло и способны победить добро и справедливость. Зло должно быть побеждено и наказано, а игрушечный монстр повержен храбрым и справедливым героем – это и есть роль и предназначение любого зла в детской игре.

   Детям нужны разные игрушки, главное, чтобы для игры в них были использованы правильные сюжеты. Не верьте ханжам! В том же, какие истории разыгрывает ребенок, как уже говорилось, заслуга или вина не игрушек, а воспитывающих его взрослых.

Статьей поделилась практикующий педагог и изобретатель: Олеся Емельянова

ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Страницы сайта просмотрены бесплатный счетчик раз с 31 января 2017 года счетчик посещений