Идеи Прекрасной Полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Sunday 14th of January 2018 12:15:11 AM Александра Лепская Время чтения: ~11 минут Нет времени читать?

Что делать, если ваш ребенок слишком медлительный?

Что делать, если ваш ребенок слишком медлительный?

Дорогие родители! Часто ли вы ловили себя на мысли, что ваш ребенок слишком медлительный? Наверняка таких пап и мам найдется много. Нам, взрослым, нередко кажется, что дети все бытовые обязанности выполняют слишком медленно, и лишь в играх и шалостях проявляют себя быстрыми и энергичными.

Большинство родителей считают, что медлительность – врожденное качество, и пытаться перевоспитывать малыша бесполезно. Отчасти это так. На поведение ребенка влияет не только его личный характер, но и общий темперамент семьи.

Например, если мама и папа ведут активный образ жизни, занимаются спортом, многое успевают, малыш невольно воспринимает их энергетику и тоже проявляет активность во многих видах деятельности. А вот в семье флегматиков и домоседов может появиться ребенок с таким же характером.

Однако не стоит думать, что данное утверждение является правилом. Все может произойти с точностью до наоборот, и тогда родителям может показаться, что их малыш чересчур медлительный. В этом случае встает вопрос, как адаптировать кроху к ускоренному темпу жизни.

Плохо ли быть медлительным?

Наша цивилизация развивается по пути ускорения жизненного темпа. Сегодня, чтобы достичь высокого социального статуса и хорошего финансового положения, приходится проявлять быстроту реакции, своевременно отвечать на изменения в окружающей среде, иначе легко остаться «за бортом».

Но есть люди, которые выходят из жизненного потока, поскольку не выдерживают его темпа, и живут в собственном размеренном ритме. Конечно, они могут быть лишены многих благ, но это их осознанное решение.

Родители маленьких детей пока не знают, какой путь выберет их малыш, поэтому пытаются приспособить ребенка к условиям, в которых живет большинство. Копуши, как называют медлительных детей, не вписываются в стандартный сценарий воспитания членов современного общества. Такие малыши раздражают родителей и окружающих, но при этом будто не замечают своего недостатка.

Но плохо ли, если ваш ребенок – копуша? Прежде чем кричать его и подгонять, проанализируйте ситуацию:

  • Копуша настоящий или специально? Дети с флегматичным темпераментом делают медленно абсолютно все. Настоящие копуши не отвлекаются на посторонние вещи, они выполняют работу не спеша. Если же в играх малыш проявляет себя как шустрый и неугомонный, но специально затягивает время во время занятий, перед вами просто маленький хитрец.

Многие дети специально копаются над некоторыми делами в надежде, что взрослым это надоест, и они сделают все сами. Действительно, зачем учиться завязывать шнурки, если можно посидеть, и спешащая на работу мама завяжет их сама? Такие копуши отлично знают, когда им выгодно быть медлительными, а родители невольно подкрепляют такое поведение иногда в силу своей нетерпимости, иногда под влиянием внешних обстоятельств.

  • Копуша, зрящий в корень. Есть дети весьма сообразительные, но скрупулезные. Если уж они принялись за ответственное дело, то выполнят его так, что комар носу не подточит. Понятно, что тщательная работа требует времени. В этом случае стоит хорошо подумать, нужно ли перевоспитывать ребенка. Вслед за принудительным ускорением может значительно ухудшиться качество его работы.

Присмотритесь к взаимоотношениям малыша с окружающими: мешает ли ему медлительность в общении с одноклассниками, в учебе? Если в школе ребенка обзывают, он постоянно не успевает выполнять до конца контрольные работы, нужно принимать меры. Перевоспитания требуют и дети, которые строят из себя медлительных, пытаясь получить из этого выгоду.

Что делать?

Медлительность малыша существенно искажает воспитательный процесс, выстроенный родителями. Например, маме перед работой нужно завести ребенка в детский сад. Одеваясь, малыш долго копается. Мама нервничает, кричит, боясь опоздать. В результате она, вместо того чтобы дать возможность крохе отработать навык завязывания шнурков или застегивания пуговиц, делает все сама. Малыш запоминает: если долго копаться, взрослые будут выполнять обязанности за тебя.

Торопясь и лишая кроху самостоятельности, взрослые только подкрепляют медлительность ребенка, который начинает «тормозить» уже специально.

Избежать такой ситуации поможет, как ни странно, отказ от излишней спешки. Предложите ребенку встать немного раньше, чтобы одеться в детский сад заранее. Требуйте, чтобы он сам завязывал шнурки, застегивался и т.д. Увидите, как кроха быстро овладеет нужными навыками. Ему ведь не хочется вставать рано?

Если же ребенок медлительный в силу своего темперамента, придется принимать более активные меры:

  • Проводите с малышом зарядку, чередуя быстрое и медленное выполнение упражнений. Кроха должен научиться контролировать темп своих действий, что позволит ему чувствовать время.
  • Все важные дела выполняйте не спеша, раскладывая сложные действия на составляющие. Помните: чем меньше возраст ребенка, тем тяжелее ему даются даже самые простые вещи. Если для взрослого завязать бантиком тесемки на шапке – самое простое дело, то для крохи это целая наука. Прежде чем торопить, добейтесь точности в выполнении задачи.
  • В учебе требуйте четкости и аккуратности, а потом скорости. Если школьник плохо знает материал, напрасно добиваться от него быстрого решения задачи или рассказа стихотворения наизусть. Помогите ребенку выучить урок, а затем требуйте выполнение заданий на время.
  • Будьте требовательным и не поощряйте разгильдяйство. Если вы видите, что маленькому копуше действительно нужно время, чтобы разобраться с выполняемой задачей, не торопите. А вот «соням» и малышам с ленцой можно даже установить временной лимит. Например, если ребенок любит по часу сидеть над тарелкой каши, но при этом не ест, а смотрит в потолок, установите будильник на 15-20 минут. Малыш должен за указанное время съесть кашу, иначе его ожидают ограничения в некоторых благах. Например, кроха не получит конфету или не пойдет в гости.

Выбирая меры воздействия на ребенка, обязательно учитывайте причину медлительности. Не торопите детей, которым действительно требуется время для осознания материала или отработки навыка. Таких малышей педагоги советуют отдавать на танцы или спортивные секции, где требуется выработка реакции и скорости мышления. И тогда волей-неволей детям придется мобилизовать все свои способности, чтобы догнать сверстников.

И учтите: чем старше ребенок, тем больше аргументов он сможет привести в пользу своего поведения. Так что если хотите активизировать малыша, начинайте с раннего возраста.