Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 6th of December 2017 03:11:03 PM Екатерина Цомая Время чтения: ~11 минут Нет времени читать?

Я учу их быть птицами

Я учу их быть птицами

Высокое «педагог», нейтральное «учитель» и разговорное детское «учительница» - это всё про меня. Приходя каждый день на работу, общаясь с детьми, кажется, просто живешь, и не всегда есть время задуматься над тем, что ты значишь для каждого ребёнка. Мы пишем планы, год за годом стараемся, чтобы все часы были выданы, чтобы все темы были пройдены, четверть за четвертью сдаём отчёты успеваемости, именно они показатель нашей работы, но я убеждена, что не в этом главная заслуга педагога.

В последнее время содержание образования значительно усложнилось, увеличился объём теоретического материала, школьная программа всё стремительнее приближается к вузовской, но при всём при этом школа остаётся массовой. Школа, как и прежде, выполняет основной заказ – научить читать, писать, познакомить с азами основных наук. Кроме того, есть ещё одна не менее значимая цель массовой школы: научить подчиняться старшему, научить выполнять инструкции и общепринятые правила. В результате, опираясь на стандартные программы, и используя педагогические технологии (даже инновационные), школа выпускает, как правило,  детей со стандартным набором знаний, умений, навыков, ценностей и целей.

Я не умаляю достоинств технологий обучения, сама использую их в своей работе, да без них в массовой школе и не обойтись, но, согласно толковому словарю, основное значение слова технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции», а отсюда в результате их использования врождённая неординарность личности стирается, даже если это личностно-ориентированные технологии.

Я сама продукт массовой школы: не раз мне снижали отметку только за то, что моя точка зрения не совпадает с точкой зрения преподавателя. Самыми высоко оцениваемыми оказывались сочинения, написанные книжными фразами, да и мысли у нас были такими же. Любое проявление свободы, любое отхождение от стереотипа порицалось. Именно поэтому рождались анекдоты: ученик просит библиотекаря: «Дайте мне что-нибудь на тему «За что я люблю Тургенева?» 

Многие возразят: «Это прошлый век!»  Да, прошлый, но проблема воспитания творческого человека, способного решать жизненно важные проблемы, как и прежде, актуальна. Абсолютно в каждом классе, который мне достается, будь то 5-й или 10-й, на сочинении проблемного характера мне задают один и тот же неизменный вопрос: «А писать, как я сам думаю?», а иногда ещё интереснее: «А писать, как я сам думаю или как правильно?» Эти вопросы и заставили меня задуматься о возможностях развития творческого потенциала школьников. Именно поэтому своей целью как педагога я вижу сохранение врождённой «пушистости» ребёнка, приглаживание которой начинается ещё в семье.

Приходя в школу, сознание ребёнка уже далеко не tabula rasa, оно засорено разного рода предрассудками. С рождения ребёнку диктуют: «Делай как я! Старший всегда прав! Надо так! Так нельзя!». Это, на мой взгляд, самые вредные принципы воспитания. Мне и сейчас часто приходится вести диалоги на эту тему, и не часто я могу поколебать убеждённость собеседников в этих словах. Начальная школа, стараясь привить ребёнку общепринятые правила поведения, заставляет маленькую душу делать как надо, а не как она хочет. И уже к 5 классу я вижу более или менее закрепощённых детей.  С одной стороны, в массовой школе нельзя без дисциплины, с другой – намного интереснее работать с детьми, которые не бояться высказаться нестандартно, не бояться задать необычный вопрос. 

Я общаюсь с ребёнком каждым день, я имею над ним неимоверную власть. Я могу навязать ему точку зрения Белинского или Добролюбова, свою, в конце концов, ведь я имею возможность управлять его мыслями, но не власть над ребёнком надо демонстрировать, а необходимо завоевать его уважение. Ребёнок сам должен захотеть что-то сделать. Нужно отказаться от мысли: «я им желаю добра, поэтому они должны делать так, как я хочу». Необходимо понять, что чем туже мы «закручиваем гайки», тем у детей меньше желания сотрудничать с нами, тем больше они сопротивляются. В результате сколько угодно примеров, когда дети в подобных случаях либо распоясываются, либо у них всё правильно, но ничего хорошего, потому что они не научились жить в нашем быстроменяющемся мире.

Многие, даже не искушённые педагогикой, люди слышали о «детях Индиго», отличающихся осознанностью, стремлением к независимости, интуицией и индивидуальностью. Я убеждена, что все нормальные дети имеют при рождении эти качества.

Чтобы не уничтожить осознанность, не подавить стремление к независимости, не потушить искру интуиции, и не потерять индивидуальность маленького человечка, нужно уважать его мнение, его самостоятельное решение. И ничего, что он не любит Пушкина, а может быть, это и хорошо, ведь если не любит, значит, знает, значит, сравнивает его с другими писателями, значит, мыслит. Пусть он не читал критических статей, но он сам немножечко критик. Не надо бояться давать ребёнку размышлять, даже если его мысли кажутся необычными. Нужно позволить ребёнку быть собой, и только так мы сможем подвигнуть его на творчество. Именно поэтому за 20 лет работы учителем русского языка и литературы ни один ребёнок не отказался писать сочинение, не сдал мне пустой лист.

Основной принцип моей педагогической деятельности: у человека всегда должен быть выбор. Опыт работы показывает, что если он есть, то дети не оказывают сопротивления. Дифференцированное обучение даёт ребёнку право выбора, как говорится: стены возводят по фундаменту. Но в сельской школе, где нет параллелей, и дифференциация возможна только на микроуровне, есть риск снижения уровня самооценки у менее способных детей. В гонке за успеваемостью мы невольно обижаем слабого, возвышая сильного. Отсюда портится характер, а, как известно, посеешь характер – пожнёшь судьбу. На уроке куда важнее отслеживать не уровень сформированности умений и навыков, а настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.

Чтобы ребёнок проявил себя лучше, стараюсь предоставить ему возможность сделать идеальный выбор. Выбор, дающий возможность использования знаний в соответствии с его интересами. При таком выборе ученик делает работу с удовольствием, обучая себя сам. На уроках в 10 классе при изучении стилистики подбираю детям дидактический материал в соответствии с их профессиональными приоритетами. Как классный руководитель я знаю все особенности детей и могу им позволить проявить себя творчески.  В результате ребёнок становится творцом, а не складом для знаний.

Этот принцип использую и в воспитательной работе. За всё время работы классным руководителем я никогда не назначала ответственных за подготовку и проведение внеклассных мероприятий и у меня никогда не было графика дежурства. Дети всегда сами делали выбор по своим возможностям и интересам. Учащиеся с интересами, направленными на эстетическую деятельность, рисуют, танцуют, поют и, как правило, месяцами не дежурят, Зато дети с интересами, направленными на трудовую деятельность, творчески относятся к дежурству: к праздникам украшают кабинет, занимаются озеленением, собирают уголок старинной утвари. И замечу, всё на добровольных началах и никаких обид. Каждый выбирает по себе… Дети сами воспитывают друг друга.

Трудно будет жить человеку, не научившемуся делать выбор и нести за него ответственность. Поэтому мой ученик, получая отметку на уроке, даже неудовлетворительную, искренне верит, что ответственность за это лежит только на нём самом. И даже здесь ребёнок имеет право выбора: выучить или не выучить. Позвольте ему сегодня иметь «два», завтра он её исправит. Ведь двойка – это тоже оценка его работы, и ответственность за неё он берёт на себя. Если возникают трудные ситуации, я их решаю по принципу: «А что будет, если…», то есть опять даю ребёнку выбор, а он проявляет себя как творец своей судьбы и открывает новые для себя возможности решения проблемы. Такая организация учебно-воспитательной работы учит жить в нашем быстроменяющемся мире, учит самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность.

 - Что наша жизнь?

– Игра! И школьная жизнь не исключение. Мой пятиклассник учится это осознавать, он учится играть по правилам, и у него есть право на творческую игру, есть право, как сейчас модно говорить, быть креативным. У каждого ребёнка есть возможность выбрать себе роль, более или менее творческую. Великий изобретатель К.Э. Циолковский сказал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Моя задача создать все условия, чтобы каждый школьник научился открывать простые истины, а одарённый ребёнок – истины, известные некоторым, и тогда задачи, которые поставит перед молодым человеком взрослая жизнь, будут решаемы. 

Ещё один важный момент в работе педагога – поверить в своих детей и заставить их поверить в себя. Они уже в школе должны «чувствовать крылья и пытаться их расправить».  Мои дети всегда самые умные, а если у ребёнка что-то не получается, значит, я где-то в душе усомнилась в нём.  Если учесть, что все наши мысли материализуются (ведь сумел Пушкин за 11 лет предсказать обстоятельства своей смерти), то, внушив ребёнку, что он всё сможет, и искренне поверив в него, я помогаю ему «взлететь» и многого добиться в жизни.