Идеи Прекрасной Полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 6th of December 2017 01:57:08 PM Татьяна Понамарева Время чтения: ~7 минут Нет времени читать?

Воспитание с пониманием

Воспитание с пониманием5

Нам случилось жить в те самые времена, когда существуют проблемы и с воспитанием и с пониманием. Хотя кого я пытаюсь обмануть, ведь проблема детско-родительских отношений имеет место в жизни каждого. В чем – то от недостатка воспитания, а в чем-то – понимания. Но мне бы хотелось заострить внимание на отношениях отцов и детей.

Как несправедливы многие к отцам и их доле участия в жизни детей. Да, я хочу сказать именно о том, что наше сообщество сначала сознательно преуменьшает роль отцовства, а потом сетует на мужчин за безучастность. Мол, и в жизни ребенка не участвуют, и семью бросают, да и в педагогику не стремятся. А вот и нет. Отцовское воспитание не менее, а может даже и более важная составляющая семейного воспитания. Объясню почему. Ребенок повсюду окружен женским вниманием, а соответственно и миропониманием. Во - первых, круг близких родственников, который становится первым кругом общения малыша, зачастую представлен помимо родителей бабушками и тетями. Теми, кто помогает молодым родителям справляться со своими обязанностями и с удовольствием посидит с ребенком в их отсутствие. Во – вторых, педагогический состав абсолютно любого детского сада представлен исключительно женщинами. И в- третьих, хотя у нашей системы образования лицо тоже женское, остановимся как раз на школе. Ведь именно в школьные годы появляется острая необходимость в папином участии. Все просто – потому, что папа поймет. Мужчина имеет особый подход к воспитанию потому, что не забывал, как сам был ребенком. А может и вправду никогда не переставал им быть, а значит, что и с пониманием у него проще. Тем не менее, сколько бы женщины не хватались в ужасе за голову, это работает. Это работает лучше, чем всеобъемлющая забота и безусловная материнская любовь. Конечно, отцовская любовь тоже безусловна, но она другая. Папа подкинет до потолка, разрешит облизать крем со взбивалки миксера, даст отпилить доску или просверлить ее дрелью, разрешит забраться на стремянку для замены лампочки, научит «дать сдачи» обидчику. До бесконечности длинный список. Ни для кого не секрет, что школьные и вузовские преподаватели – мужчины пользуются большим уважением учащихся, во многом из-за мужского подхода к обучению, тяготения к практике. Дети тянутся к мужчине, потому что он проходит этот путь с ними, вместе набивая новые шишки.

Не будем исключать и гендерную составляющую – вряд ли мальчишка будет подражать любимой учительнице. Учить ее предмет – да, восхищаться как человеком и профессионалом – да, но образцом для подражания – нет. Для дочки отец – идеал мужчины, защитник, герой, для сына – пример того, каким нужно быть. И если дочке мама может рассказать, каким должен быть мужчина, то подросшему сыну объяснений будет недостаточно. Соответственно, последствия отсутствия отцовской составляющей могут быть более весомые.

Вот собственно и то, к чему я веду весь этот разговор: папа нужен каждому, а мальчишке особенно. По различным причинам случается, что мать вынуждена растить детей одна. И в таком случае реализовать недостающий компонент воспитания можно через дополнительное образование. Важно не полениться, поискать и обойти всевозможные кружки и клубы по интересам. В каком-то из них ребенок обязательно найдет для себя дело по душе, а в последствии и наставника. Им может стать преподаватель, тренер или товарищ по объединению, и этот человек будет занимать для ребенка ту самую «незанятую нишу» - позицию значимого взрослого. Это тот человек, на которого хочется равняться, к которому можно прийти за советом, помощью, не боясь быть непонятым или отвергнутым. Это человек, который способствует формированию личности ребенка просто своим существованием, близким по духу мировоззрением, родством души, если хотите. В повседневном взаимодействии с этим человеком ребенок «осваивает» систему ценностных ориентаций и взглядов на устроение мира. Осваивает потому, что внутренне уже знает, каким хочет быть и опирается на своего «значимого взрослого» в достижении этой цели. Варианты неоднозначны: в одном случае мальчик из неполной семьи приходит заниматься, например, карате и в процессе занятий осознает, что тренер – тот человек, на которого хочется быть похожим. Начинается кропотливая работа над собой, проявление усердия и прилежания на занятиях и соревнованиях, где главная награда не кубок победителя, а одобрительный взгляд тренера, похлопывание по плечу. Хороший педагог знает, что такому ребенку не нужно покровительство, но объективное отношение, честность и справедливость. Именно те, что способствуют формированию моральных чувств, способности к эмпатии и взаимовыручке. К таким педагогам потом приходят их подросшие ученики со словами «Спасибо за то, что меня воспитали».

В другом же случае «значимым взрослым» может стать старший товарищ, тоже занимающийся в объединении и, как бы, взявший шефство над младшим. Между ребятами выстраиваются братские отношения, заполняющие брешь в отцовском и семейном воспитании. Старший «брат» наставляет «младшего», помогает не только освоить социальный опыт, но и сформировать собственную личность, способную занять свое место в социуме.

Иногда позицию «взрослого» может занять и сверстник, который более развит и зрел эмоционально в силу крепких детско-родительских отношений в семье. За счет различий опыта социального взаимодействия дети «заполняют» необходимые каждому пробелы. Характеризовать такие взаимоотношения можно фразой «он большой друг, я - маленький», которая наилучшим образом отражает их суть. Партнерские взаимовыгодные отношения, дающие возможность развиваться, расти над собой вчерашним, двигаться самому и давать стимул  ближнему – та основа, которая делает воспитание понимающим, обращает педагогический процесс усвоения общественно-значимых ценностей из огороженной тропы в дорогу без границ, где только ты сам выбираешь путь и отвечаешь за свой выбор. Сейчас нужно вернуться к началу, чтобы понять, что речь на самом деле шла об отношениях отцов к своим детям, об их природной способности принимать ребенка как равного, органично вписываться в мир его игр и шалостей, оставаясь при этом отцом – авторитетом, примером, героем. То есть, не вести его по этой дороге, а идти вместе.