Идеи Прекрасной Полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 6th of December 2017 04:06:10 PM Анна Егорова Время чтения: ~14 минут Нет времени читать?

Три слона воспитания

Три слона воспитания

Поздравляю всех с чудесным праздником Доброты, надеюсь, что моя работа поможет Доброте цвести не один день в году, а намного чаще радовать нас своим неповторимым цветом и чудесным ароматом.

13 ноября – Всемирный День Доброты. Инициатором ВДД является Всемирное Движение  Доброты – организация, действующая по всему миру и вдохновляющая людей на совершение добрых дел.  13 ноября было выбрано для ВДД, т.  к. именно в этот день открылась  « Первая  Всемирная Конференция Доброты»  и была подписана  «Декларация Доброты».  Россия присоединилась к празднованию Дня Доброты 13 ноября .

Замечательное начинание, но очень хочется, чтобы это был не день, а год или лучше – жизнь Доброты!

О доброте написано немало, но, к сожалению, настоящей доброты не становится больше. Наоборот, каждый лень мы слышим сообщения о росте агрессии, преступности, жестокости. Наши дети растут в обществе, где доброта, милосердие, прощение, сострадание расценивается как слабость. Жестокий естественный отбор, легкомысленно  перенесённый из царства животных в общество людей, не допускает существования   «добрых» качеств, мешающих выживать.  У детей ещё нет укоренившихся ценностей, они не знают, как сориентироваться в выборе понятий «хорошо» и «плохо», а между тем  каждый  они видят сотни сцен насилия, жестокости, агрессии, принимая эти «плоды цивилизации» как норму жизни.

«Человек есть то, что он ест» и в физиологическом, и в духовно – нравственном аспекте. Популярная музыка, которая разжигает агрессивность, побуждает к мятежу, нагнетает чувство безысходности;  

телепрограммы, в которых дети представляются самоуверенными умниками, водящими за нос своих непутёвых родителей;

фильмы, в которых необузданный гнев выставляется как достоинство, - всё это как шторм обрушивается на детей, уничтожая нежные ростки доброты.  Дети  усваивают эти моральные нормы и начинают соответственно поступать, и тогда педагоги и родители  удивлённо разводят руками, забывая о причинно – следственной связи. Недопонимая, что   питать ум ребёнка заражённой, ядовитой, грязной в моральном отношении пищей, нельзя   без  страшных последствий.

Некоторые родители считают, что детей нужно воспитывать в духе свободы, другие настолько заняты,  что не могут уделять своим детям достаточно внимания, третьи убеждены, что главное для ребёнка получить образование, поэтому они дают ребёнку безграничную свободу, при условии,  что он получит хорошие отметки в школе, а затем поступит в престижный ВУЗ.

Сегодня  немало людей говорят, что родителям и обществу в целом нужно менять представление о ценностях. Они указывают на то, что дети становятся участниками различного рода преступлений и, что число случаев насилия в школе растёт каждый день.

День Доброты – хороший повод  расставить приоритеты, сделав акцент на главном в воспитании ребёнка – воспитании личности.

Один директор школы заметил: «Начинать вкладывать знания можно только после того, как будут воспитаны хорошие качества».

Как же воспитывать эти добрые качества в наших детях?

Воспитание часто определяют, как восполнение питания, нравственное кормление.

Кто должен заниматься этим кормлением и как это правильно сделать?

1 слон – педагоги

Педагоги со своей стороны прилагают массу усилий: пишут новые программы, изыскивают методы, формы, помогающие ребёнку формировать ценностное отношение  к действительности. Каждое мероприятие в школе предусматривает воспитательный аспект.

Как результат, дети прекрасно знают, что значит быть добрым и как надо поступать по – доброму, знают, но не хотят применять эти законы добра в своей жизни.

Вспоминается известная притча Иисуса о двух домах. Один из них был построен на песке и, не имея прочного фундамента, не выдержал напор стихии. Другой дом был построен на скале, его фундамент глубоко вдавался в скальные породы, прочно удерживая дом,  не позволяя ветрам и бурям разрушить его.

 «Кто слышит слово и не исполняет его» похож на человека, построившего свой дом на песке;  

«Кто слышит слово и применяет его в жизни» подобен человеку, живущему в доме на скале», - пояснил Иисус.

Наши дети, имея информацию о добре, но, не создав надёжного фундамента, не сделали эти знания своей ценностью, руководством для жизни – построили свой дом Доброты на песке. (Знания без  осознанного применения)

Подул ветер  (неблагоприятные условия: усталость, недружелюбное поведение одноклассников, обиды, ссоры);

Хлынул ливень (грубое поведение, агрессия, неблагодарность) и дом рухнул, т. к. был построен на песке.

Как не допустить этого разрушения, как сделать так, чтобы дети, имея знания о доброте, хотели их использовать и, применяя, чувствовали радость?

Как помочь детям построить дом на надёжном фундаменте из размышлений о доброте, осознания её ценности и красоты?

Педагоги, решая эту проблему, приняли   «новые стандарты», призвав  на помощь компетентностный подход,  который помогает превратить знания в мудрость, названную ныне компетенциями. Используя этот подход в образовании, педагоги помогают детям применять знания  о доброте на практике, размышлять о пользе этих знаний, сделать эту «добрую практику» жизненной потребностью каждого ребёнка.

Первый слон, развивая  у ребёнка личностные универсальные учебные действия (УУД), связанные с ценностно – смысловыми компетенциями, понимает, что в одиночку ему не достичь цели.

Необходима помощь слона, стоящего в центре!

Второй слон – родитель

Этот главный слон – родитель. Без его помощи, понимания, поддержки не справиться. Как родителям укреплять фундамент доброты в сердцах своих детей?

В некоторых семьях дети то и дело слышат упрёки и терпят унижения. В других семьях родители никогда не выражают детям любви, и в результате между ними вырастает стена. В таких семьях последствия бывают тяжёлыми. Особенно для детей, потому что любовь им нужна – да и взрослым тоже – как солнце и вода цветам.

Создавая в семье атмосферу любви, доброты, с нежностью,  теплотой родители  настойчиво  прививают детям понятия о добре, заверяют их в своей любви, собственным примером побуждают детей идти дорогой добра. Когда родители искренни и щедры в своей любви, дети усваивают одну важную истину: они достойны любви, их ценят. Иногда это путают с высокомерием и себялюбием. Но здесь речь идёт совсем  о другом. В одной книге по этому поводу говориться: «Мнение вашего ребёнка о себе самом повлияет на то, с кем он будет дружить, какие отношения будут у него с окружающими, с кем он вступит в брак и чего он вообще достигнет в жизни». 

Третий слон – среда, в которой растёт ребёнок.

А теперь, действуя сообща, руководствуясь общими целями, принципами, помогая друг другу, эти два слона могут повлиять на то,

каким быть третьему слону – увлечениям, друзьям, предпочтениям –  окружению ребёнка.

Определяя размеры, форму и цвет третьего слона, родители и педагоги могут призвать на помощь мудрость, проверенную временем. Она изложена в известных изречениях.

«С кем поведёшься, от того и наберёшься».

«Плохое общение портит полезные привычки».

«Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты».

И опять: «Человек есть то, что он ест».

Анализируя выбор ребёнка, нельзя категорично заявлять: «Делай так, а так не делай»!

Нужно объяснять, почему так делать правильно, почему это полезно и, какие будут последствия  решений, поступков, жизненного выбора. Ребёнок, принимая участие в этих обсуждениях, должен быть полноправным участником, имеющим право на своё мнение.

Терпение и последовательность помогут педагогам, родителям и ребёнку создать такое окружение, которое будет содействовать формированию ценностно – смысловых компетенций.

И тогда доброта приживётся в детском сердечке, дом, построенный на скале, основанный на надёжном фундаменте из осознанной потребности поступать правильно, не разрушат никакие жизненные трудности:  ни «новая  мораль», ни давление сверстников, ни собственные эгоистические желания.

Проектная работа «Доброта» состоит из трёх блоков –разработок для педагогов, детей и родителей.

Первая: «Если добрый ты – это хорошо».?! Рассказывает  педагогам о проектной работе, проведённой с учащимися  первой  образовательной ступени. К презентации прилагается подробное описание. Эта очень интересный долговременный проект, в ходе которого дети не только получали знания о доброте, но и сами учились её проявлять, делиться духовными находками, испытывать радость от сознательного применения «добрых знаний», испытывать потребность творить добро.

Вторая: «Доброта». Была создана специально для родителей не только с образовательной целью, но и с огромным желанием  сделать их союзниками, друзьями, помощниками, работать в одном направлении, руководствоваться общими принципами. Ко второй презентации также прилагается описание.

Третья: « Учимся принимать решения, надев шесть шляп Э. де Боне», повествует о том, как дети принимали закон о Доброте в контексте игры.

Я думаю, что эта работа будет полезна педагогам, родителями и, конечно, детям.  Буду рада, если этот «труд души» найдёт отклик в ваших сердцах.

Отдельным файлом отправляю ролик «Две птицы в наших сердцах». Уверенна, что эта работа будет полезна, актуальна и востребована.