Идеи Прекрасной Полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 6th of December 2017 12:59:55 PM Елена Никулина Время чтения: ~7 минут Нет времени читать?

Работа, похожая на сказку

Работа, похожая на сказку

Е.В. Никулина

МБУ ДО «ЦДОД «Лидер», г.о. Самара,

клуб по месту жительства «Созвездие»


Что это за работа такая? – спросите вы. А я Вам с гордостью отвечу -  Педагог-организатор.  Это я поняла, когда прочла замечательную сказку Евгения Клюева «Детский танец на лужайке».  Начинается она так:

«На лужайке  Детский Танец жил. Когда дети приходили на лужайку, им хотелось сразу же начинать танцевать.

- Как это ты детей увлекаешь? – всё спрашивал Гриб-Мухомор.

- Да я и сам не знаю как, - улыбался в ответ Детский Танец…

А действительно, как это у нас, педагогов-организаторов, получается? Попробуем разобраться. В нашем клубе  работа организатора строится на основах театральной педагогики.  Вы спрашиваете, что такое Театральная педагогика?  Это такая длинная, наполненная творчеством  дорога, идя по которой  наши ребята учатся ценить живое общение, принимать друг друга такими, какие есть, понимать на деле что такое – хорошо, а что такое – плохо.  А чтобы в пути не было скучно организатору необходимо быть и Игрой, и Развлечением, и Викториной, и Конкурсом, и… Детским танцем. 

Вернёмся к сказке…

- Меня, например, ты совсем не увлекаешь, - признался Гриб-Мухомор. – Я как стоял себе, так и стою. И танцевать мне просто ну нисколечко не хочется!

- А чего вам хочется? - спросил Детский Танец»

Именно этот вопрос, обращённый к ребятам, служит началом составления плана работы на новый учебный год. А хотят ребята много. Проходит бурное обсуждение предстоящих дел. Намечаются обязательные, желательные и возможные мероприятия. Чем же мы в итоге занимаемся? Во-первых, совершаем поездки в разные уголки нашей области, во-вторых, ходим вместе в театры, кино, музеи, в-третьих, занимаемся подготовкой, организацией и проведением различных социально значимых мероприятий, в-четвёртых, учимся организовывать не только свой досуг, но и тех, кто в силу разных обстоятельств сам этого сделать не может.

Однажды мы с ребятами посмотрели фильм «Заплати другому». Рассказанная в нём история произвела большое впечатление на моих мальчишек и девчонок. Такое большое, что после просмотра им, как и главному герою фильма, захотелось сделать что-нибудь хорошее для совершенно незнакомых людей. Так появился проект «Твори добро другим на благо».

В рамках этого проекта мы:

  • проводим праздники и игровые программы для детей в Центре «Семья»,  детских садах и школах;
  • организовываем концерты к различным праздникам в Самарском областном геронтологическом центре, Центре социальной помощи населению Жеезнодорожного района;
  • устраиваем ёлки в больнице им. В.Д. Середавина, детских садах, школах и библиотеках города;
  • показываем литературно-музыкальные композиции и агитбригады ветеранам и участникам войн и труда.

Что получают ребята в результате проведённых дел? Положительные эмоции – раз. Стали бережнее относиться к окружающим – два. Появилась необходимость в доброжелательном общении – три. Поняли смысл слова «доброта» - четыре. Стали творить добро самостоятельно – пять! В их душах зародились самоуважение и самодисциплина – шесть.

Рассказывая о наших делах, нельзя не упомянуть о том, что уже три года мы с воспитанниками выезжаем в ДООЦ «Волгарёнок», как отряд аниматоров Городской профильной смены творческих коллективов г.о. Самара «Будет праздник!», где являемся организаторами мероприятий разной направленности. В рамках этой смены реализуется творческий проект «Круг за кругом, жизнь за жизнью». Цель проекта:  в игровой форме познакомить ребят с жизнью, бытом, культурой, религией и традициями народов мира, помочь им понять уникальность и неповторимость каждой культуры на Земле, а также показать, что у большинства национальностей  общие исторические корни и основополагающие духовные ценности. И, конечно же, каждая смена заканчивается праздником, который готовят все отряды на протяжении 10 дней смены. Уже состоявшиеся праздники: «Парад наследников Победы» (в год 70-летия Великой Победы), «Моя Самара!» (к юбилею города), «Футбольные каникулы» (к ЧМ 2018).

Что? Вы говорите – как у неё всё легко и просто? Если бы. Иной раз, что называется, из кожи вон лезешь, чтобы человечка заинтересовать, и с одной стороны подходишь и с другой, лишь бы помочь  ему в полной мере раскрыть его же способности, а в результате оказываешься в ситуации, как в нашей сказке:

– Мне, например, ничего не хочется, – отчитался Гриб-Мухомор. – Мне нравится стоять так, как я стою».

Наверняка каждый организатор хотя бы однажды попадал в такое положение. Где искать выход? Как «нихачуху» превратить в «еслинеятокто?»

Тут важно найти правильный подход, разговорить ребёнка так, чтобы он открылся. Помните о том, что если вы будете доверять ребёнку, он станет доверять вам. В первую очередь нужно выведать его интересы. Тогда появится общая тема для разговора. Очень важно в таком разговоре, чтобы в глазах у взрослого был интерес. И не поддельный – вас тут же раскусят, а всамделишный. Будет лучше, если доминировать в этом разговоре будет ребёнок. Дайте ему выговориться, задавайте вопросы (вы же ничего, ну или почти ничего «не знаете» о предмете разговора). А потом очень ненавязчиво расскажите о том, что важно для вас. Не бойтесь спросить совета. Поинтересуйтесь – сможет ли ребёнок сделать то, чего вы от него ждёте, пусть он увидит сомнение на вашем лице. И поверьте, это сработает. «Как это я не смогу? Как вы можете во мне сомневаться после того, как я сейчас вас столькому научил!» - именно это вы прочитаете в глазах своего маленького собеседника. И уж если это произойдёт будет вам от ребёнка «респект и уважуха», а вы смело можете поставить себе пятёрку. Потому что это будет означать, что на одного «еслинеятокто» на земле стало больше.

О том, что система театральной педагогики работает, говорит количество и качество проведенных социально – значимых мероприятий, реализованных проектов,  а также достижения детей в конкурсах  и фестивалях различных уровней.

Подведём итог сказанному. Наблюдения за изменениями, происходящими с учащимися клуба по месту жительства «Созвездие», которые посещали занятия в  клубе, хотя бы в течение одного учебного годам, можно сделать следующие выводы:

  • ребята стали искреннее,
  • научились доверять друг другу,
  • стали больше считаться с чужим мнением,
  • научились работать в коллективе,
  • появилась взаимовыручка,
  • появилось желание помогать другим людям не только советами, но и действиями,
  • повысилась успеваемость подростков и в учебной деятельности в школе.

А что же наш Танец?

«Утром лес наполнился детскими голосами: дети спешили на свою любимую лужайку. До чего же весело было детям танцевать Детский-Танец-на-Лужайке! Весело, потому что танец – это всегда праздник, а праздники праздновать весело!»