Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 6th of December 2017 05:41:42 PM Лариса Никонорова Время чтения: ~25 минут Нет времени читать?

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

"Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.

Булат Окуджава

Аннотация.
Во все времена и у разных народов идея патриотического воспитания общества всегда была приоритетной.
Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества.
Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности. Это своего рода фундамент общественного и государственного здания, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Вопросы патриотического и гражданского воспитания в практической деятельности гимназии, бесспорно, являются одними из самых актуальных. Сегодня воспитание патриотизма выдвинуто как наиболее приоритетное и обозначены как важнейшие задачи воспитания в рамках в внедрения ФГОС второго поколения. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к близким и родным, родному дому, к школе, к малой Родине, Отчизне. Воспитание патриотизма поможет повысить не только патриотическое сознание, но и нравственные ориентиры детей и молодежи.
Цель:
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи:
• воспитание чувства патриотизма;
• формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите;
• изучение истории и культуры Отечества и родного края;
• участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
• противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
• передача и развитие лучших традиций воинства;
• физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.
Принципы:
• системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
• адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
• подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
• универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
• учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе.
Уровни патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко – культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».


Формирование патриотического воспитания ведется
по следующим направлениям:
Духовно-нравственное направление.
Включает в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно-историческое направление.
Включает в себя: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление.
Включает в себя: изучение государственной системы РФ, значение её Конституции и Конституции Республики Татарстан, государственной символики РФ и РТ , прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно-патриотическое направление.
Включает в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей Лаишевского района и Республики Татарстан в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

С 2013 года в гимназии работает Центр патриотического воспитания «Память».
Центр обеспечивает:
1. Комплекс мероприятий, направленный на привитие любви к своей малой Родине, чувства патриотизма, толерантности.
2. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности.
3. Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, старшим поколением.
4. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
5. Развитие самоуправления учащихся, предоставления им реальных возможностей участия в деятельности творческих и общественных организациях.

Благодаря социальному партнерству учащиеся гимназии имеют возможность осознания социальной значимости своей деятельности, так как все направления работы Центра патриотического воспитания ориентированы на серьезный практический результат, имеющий образовательное и социальное значение.
Реализация патриотического воспитания учащихся гимназии осуществляется всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором, администрацией гимназии в тесном сотрудничестве с общественными организациями, учреждениями города, родителями.
Методы реализации.
1. Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность.

«Славою своих предков гордиться не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин
Знаменитые слова Г.К. Жукова: «Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию – это неисчерпаемый источник патриотизма, прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» должны стать руководством к деятельности подрастающих поколений. Без знания истории своего народа нельзя воспитать гражданина. Наша История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая.
Система деятельности по воспитанию патриотизма ведется на учебных предметах (вышеуказанная схема) и во внеурочной деятельности (по ФГОС НОО и ООО) по схеме:

Воспитание патриотизма на уроках истории осуществляется при изучении курсов истории России. Для примера: ниже представлены темы наиболее значимых и ярких уроков в 6-8х классах 2016-2017 учебного года, где актуально звучит вопрос воспитания патриотизма. Рефреном на этих уроках звучат слова: «Наша История сложна, но нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая».
Класс Наименование курса Темы, изучаемые по истории
6 класс История России с древнейших времен до начала 16 века  Народы и государства на территории нашей страны.
 Восточные славяне в древности
 Образование государства Русь.
 Первые русские князья.
 Князь Владимир и Крещение Руси.
 Русь при Ярославе Мудром.
 Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол.
 Образование самостоятельных русских земель.
 Монгольское нашествие на Русь
 Русские земли под властью Золотой Орды.
 Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.
7 класс История России с 17 по 18 век.
 Междуцарствие
 Второе ополчение и освобождение Москвы.
 Правление царя Михаила Федоровича
 Царь Алексей Михайлович
 Присоединение Украины к России.
 Начало правления Петра 1.
 Северная война.
 Династия Романовых в 18 веке.
 Эпоха Екатерины Великой. Ее внутренняя и внешняя политика
8 класс История России 19 век • Отечественная война 1812 года
• Восстание декабристов
• Кавказская война.
• Реформы Александра Второго.
• Русско-турецкие войны.
• Присоединение Средней Азии к России.

Наиболее благодатные темы по воспитанию патриотизма из курса обществознания:
Класс Наименование тем.
6 класс Человек и его деятельность
На пути к жизненному успеху.
Человек славен добрыми делами.
Будь смелым.
Человек и человечность
7 класс Правовой статус человека
Политические права и свободы российских граждан
Конституционные обязанности гражданина России.
Основы российского законодательства
8 класс Человек, природа и общество
.Социализация и воспитание.
Роль государства в экономике.
Социальная структура. Бедные и богатые.
Этнос. Межнациональные отношения.
С 14 по 18 ноября в гимназии традиционно проходит неделя истории. В плане этой предметной недели были проведены следующие мероприятия: Электронная игра «Именем Петра Великого» (7А класс); Историческая игра «Занимательная история» (6А классы); Интеллектуальная игра « Знатоки истории» (8 класс, по страницам истории России.)
В гимназии работает кружок «Музейная педагогика», который ведет учитель истории Бекренева Т.Н. Некоторые фрагменты занятий (тематическое планирование):
№ 2,3 занятия «Школа вчера, сегодня, завтра» Работа над проектом. Организация и определение основных направлений исследования.
№ 8,9 занятия Работа над проектом «Школа гордится своими выпускниками»
№ 12,13 занятия Работа над проектом «Великая Отечественная война в воспоминаниях детей войны города Лаишево». Работа с историческими документами
№16,17 занятия Работа над проектом «Наши земляки – участники Афганской войны»
№ 18,19 занятия Сбор материала и оформление мультимедийной презентации для участия в конкурсе «Наша Победа»
№ 20, 21 занятия Работа над проектом «Наши земляки – участники Чеченской войны»
№ 28, 29 занятия Исследовательская работа по теме «Храмы моего города».
№ 30, 31 занятия Подготовка материалов для участия в городском «Моя семейная реликвия»
№ 32,33 занятия Подготовка материалов для участия в акции «Бессмертный полк»
В кружке ребята изучают историю своей семьи, историю края. Собирают материалы по предложенным проблемам, пишут рефераты. Большую помощь в этом им оказывают родители. Таким образом, осуществляется связь поколений, связь с прошлым. Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - всё это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств учащихся.
Накануне Дня вывода советских войск и Дня защитника Отечества у членов кружка сложилась традиция: проводить литературно-музыкальную композицию «Афганистан болит в душе моей» для 8-11 классов.
Учащиеся гимназии принимают участие в различных конкурсах. Принимая участие, у ребят развивается интерес к историческому прошлому своей страны, своего края, своей семьи. Ребята приобретают навыки работы с историческими источниками, встречаются с очевидцами некоторых событий, работают в музее, составляют презентации. В настоящее время собран интересный материал по истории Лаишевского края, разработана экскурсия по городу Лаишево, создан фильм «Вехи истории и культуры Лаишевского края», подготовлены презентации:
• «Экскурсия по местам Г.Р.Державина»
• «95летию пионерии посвящается»
• «Школа в годы Великой Отечественной войны»
• «Творчество А.Белозерцева»
• «Бессмертный полк»
Разработаны исследовательские работы:
 «Писатели района»
 «Руководители-выходцы из района»
 «Знаменитые выпускники»
 «Фронтовое письмо накануне дня Победы»
 «Архитектурные памятники города Лаишево»
 «200-летие гимназии»
2. Патриотическое воспитание учащихся через внеклассную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.
1. Проведение памятных дней:
• День Победы;
• День вывода войск из Афганистана;
• День защитников Отечества;
• День Единства;
• День Героев Отечества;
• День Неизвестного солдата.
• Конституция РФ и РТ.
2.Проведение классных часов:
• «История моего имени и фамилии»;
• «Праздники народов России и Поволжья»;
• «Гражданин ли я России»;
• «Государственные символы России и Татарстана»;
• «Россия – сильная Держава»;
• «Цвети мой Татарстан»;
• «Любовь к Родине»;
• «Мы гордимся вами!»;
• «Вы – наш герой»;
• «Герои ВОВ».
3. Участие в акциях:
• «Солдатские письма»;
• «Герои живут рядом»;
• «От сердца к сердцу»;
• «Добрые дела ветерану»;
• «Весенняя и осенняя недели добра»;
• Проведение Акции «Георгиевская ленточка»;
• Сбор макулатуры, пластика;
• «Бессмертный Полк».

4. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
• легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы, юбилейным и историческим датам;
• «А ну-ка, парни!»;
«Веселые старты»;
• смотр строя и песни;
• «ЮИД»;
• «Юные пожарные»;
• Движение «Юнармия»;
• РДШ «Эколята»;
• Спортивные секции, спортивный клуб;
• День призывника.
5. Участие в акции «Вахта памяти»:
• встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
• линейки, посвященные памятным датам истории;
• общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
• организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
• проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
6. Изучение родного края:
• экскурсии в районный краеведческий музей им. Г.Р.Державина;
• туристические поездки;
• экскурсии по родному краю;
• благоустройство территории гимназии и прилежащих территорий;
• уход за Обелиском, установленным в честь учителей и выпускников школы в год 45- летия Победы над Германией.

7. Участие в конкурсах:
• «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека; конкурс чтецов;
• конкурс патриотической песни;
• конкурс сочинений, исследовательских и проектных работ «Слава защитникам Отечества», «История войны в истории моей семьи», «Семейная реликвия», «Краеведение», «Мой Татарстан», «Моя Родина»;
• конкурс рисунков «Защитники Отечества», «И помнит мир спасенный», «Наследники Победы», «Родной край».

3.Работа ШУС: «Школьная страна «Будущее России».
• Организация группы экскурсоводов для проведения еженедельного пятиминутного блока по страницам ВОВ для учащихся 1-11 классов;
• Проведение флеш-моба «Мы помним! Мы вместе!» к Дню Победы;
• Проведение флеш-моба к Дню города Лаишево;
• Организация фестиваля «Дружба народов»;
• Выпуск газеты «Зеркало»;
• Выпуск ленты новостей #ВСЕВЕСТИ;
• Сборы макулатуры, пластика;
• Эколоргические десанты.

4. Работа с родителями:
• эстафета «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
• конкурс «Семейная реликвия»;
• вечер встречи «Семейные традиции»;
• посиделки «Бабушкин сундук»;
• игры на свежем воздухе;
• совместные поездки и экскурсии;
• совместные вечера-отдыха;
• информационно-познавательный час «Семейные династии».

Приобщение родителей к патриотическому воспитанию необходимо. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — этой заповедью А.С. Макаренко необходимо руководствоваться при организации патриотической работы с родителями и детьми.
5. Патриотический клуб «Чайка»
1.Описание флага

Флаг военно-патриотического клуба «Чайка» представляет собой синее полотнище 2:3 с изображением чайки, паруса и волны белого цвета, окаймленные желтой каймой окружающее полотнище.

Синий цвет –символ красоты, чести, славы и верности традициям школы и района.

Белый цвет- цвет мира, чистоты помыслов, совершенства и мудрости.

Желтый цвет- величие, великодушие и интеллект школьников.

Летящая чайка в высоте с поднятыми и распростертыми крыльями означает жизнь, радость, мудрость, свободу и стремление в достижении цели.

Белый парус с волной- это сохранение традиции района проводить ежегодную парусную регату. Встречный ветер натянул паруса и яхты полетели по волнам Камского моря.


Члены патриотического клуба «Чайка» (военно-морской направленности) принимают участие во всех конкурсах и соревнованиях, проводимых в гимназии и в районе. В целях военно-патриотической пропаганды активно проводятся месячники оборонно-массовой работы, Дни воинской Славы, Дни призывника, встречи с ветеранами, воинами, уроки мужества, выставки рисунков. Члены патриотического клуба ежегодно принимают участие в Параде Победы, проводимого в городе Лаишево. Принимали участие в зональном этапе военно-патриотической игры «Зарница», в конкурсе «Настоящие парни», в районном конкурсе смотра строя и песни. Встречались с Героем СССР Кузнецовым Б.

4. Патриотическое воспитание учащихся через работу библиотеки
«Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда,
когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он — засушенный цветок»
В. Сухомлинский


Изучение родной земли, истории нашего Отечества является важнейшим направлением в воспитании патриотизма, любви к Родине. Огромными возможностями в воспитании детей располагают школьные библиотеки, поскольку их главный ресурс — книга.
Школьная библиотека принимает самое активное участие в процессе образования, воспитания подрастающего поколения. Но необходимо подчеркнуть, что процесс воспитания культуры чтения возможен только при тесном взаимодействии библиотекаря, педагогов и родителей.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв определял патриотизм как «увеличение добра в окружающем нас». Академик писал: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев, сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот».
Эти размышления из «Писем о добром» обсуждали восьмиклассники в беседах о Родине в школьной библиотеке.
Заведующая школьной библиотекой считает, что патриотические взгляды, чувства, убеждения у наших детей будут формироваться не только при сотрудничестве, но и при системно- организованном подходе, активности и разумной инициативе взрослых. «Заразить» новой идеей современных гимназистов не всегда представляется лёгкой задачей. Библиотекарь провела Читательский форум «Ты нужные книжки в детстве читал?!» и попыталась приобщить учащихся 6 и 7 классов к творчеству Бориса Васильева, одного из ярчайших представителей нашей российской культуры. Для этого был выбран малоизвестный рассказ «Великолепная шестёрка» Бориса Васильева. Рассказ был прочитан гимназистами 6-х классов. Всего в форуме приняли участие 70 человек. Ребята при обсуждении поделились, как им жаль не только погибших от голода и жажды лошадей, но и выразили скорбь о гибели главного героя. В 7-м классе ребята читали романы Б. Васильева «Завтра была война» и «В списках не значился». Пробуждению интереса к чтению послужили обсуждение самых эмоциональных эпизодов из книг.
При библиотеке работает кружок «Первоцветы», в свет вышли 5 сборников творческих работ учащихся от прозы до стихотворений. Вот, что пишет Нохратская Валерия в стихотворении «О войне»:
Я знаю мало о войне;
Рассказы взрослых, фильмы, книжки,
Ещё я знаю, что в неё
Играют во дворе мальчишки.
Но даже из рассказов тех
Я представляю жуткую картину:
Как многие родных теряют,
Как плачет мать над телом сына...
С тех пор прошло немало лет,
Но будем вспоминать волнуясь.
Мой прадед без ноги с войны пришёл,
А многие и вовсе не вернулись.
Героев много видела война,
С их помощью Россия победила.
Победу празднуем теперь всегда
И радуемся миру во всём мире.
(2016 г.)
Ее перу принадлежат строки песни «Родина»- о родном краеЛаишеве:
1.Жизнь подарила мне Родину,
В ней сейчас я живу,
Зовется она - Лаишево,
Я её очень люблю.
Родина, родина, родина,
Родина всех мне милей,
А по утрам заливается,
Нежно поёт соловей.
Припев:
Где цветами душистыми пахнет весной,
Где берёзы в лесах распускаются,
Где дует прохладным с утра ветерком -
Родиной моей называется.
2.Видно, судьбой предначертано
В лучшем мне городе жить,
И каждым моментом, событием,
Буду я дорожить.
Летом, зимой и весною,
Буду всегда представлять,
Берег чудесной Камы,
Той красоты благодать.
Припев:
Где цветами душистыми пахнет весной,
Где берёзы в лесах распускаются,
Где дует прохладным с утра ветерком -
Родиной моей называется.
(2016 г.)
Это осознанные строки, потому, что они совпадают с вечным пониманием сокровенного смысла любви к Родине. Как сказал Л. Толстой о сакраментальности чувства, обращённого к Родине, — это «скрытая теплота патриотизма», за которой стоит прошлое, настоящее и будущее России.


6. Патриотическое воспитание учащихся через работу музея
• изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
• поисковая, исследовательская работа в школьном краеведческом музее;
• Уроки мужества, Уроки Мира, Уроки памяти на базе музея.


С целью формирования патриотических чувств и патриотического сознания в настоящее время продолжается работа по созданию школьной символики: эмблема, герб, гимн. Написан Гимн гимназии местным поэтом Геннадием Рожковым на музыку Мунира Нисибуллина.

Важное место в патриотическом воспитании в гимназии занимает школьный краеведческий музей.
Школьный музей был основан в 1977 году, содержит более тысячи экспонатов, которые собраны по разделам:
1. «Наш край с древнейших времен по XVIII век».
2. «Наш край в XIX- начале XX века».
3. «Наш край во время гражданской войны»
4. «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
5. «История школы».
В музее имеются специальные стенды, витрины, экспонаты,
посвященные Великой Отечественной и афганской войнам.
Названия стендов:
1. «Атака в бессмертие»
2. «Уходили на подвиг мальчишки»
3. «Герой Советского Союза Матвеев И.С.»
4. «Герой Советского Союза Сергеев А.Т.»
5. «Гордость школы»
6. «Стоявшие на смерть ребята»
7. «Вечная слава героям, павшим в боях за Родину»
8. «Памяти павших, будьте достойны»
9. «Ради жизни на земле»
10. «Герои остаются молодыми»
11. «Комиссар - партизан»
12. «Ради мира на земле»
13. «Вспомним всех поимённо»
14. «Они с честью выполнили свой долг»
15. «Пароль – «Афган»
Работа музея основана на поисковой работе. Она ведется по направлениям:
1. Герои Советского Союза- сбор материала о земляках Героях Советского Союза, уроженцев Лаишевского района- Малышеве А.П., Козлове И.С.., Матвееве И.С., Сергееве А.Т.
2. Знаменитые люди Татарстана и России - наши земляки. Сбор материалов о выпускниках школы.
3. Воины-интернационалисты. Сбор материала об афганцах, воинах, воевавших в Чечне и других горячих точках.
4. Державин Г.Р. Сбор материала о нашем земляке и державинских местах.
5. Великая Отечественная война. Сбор материала о выпускниках школы- участниках войны.
Школьный музей ведет переписку с вдовой героя Советского Союза Малышева А.П.- Фаиной Андреевной. Был найден друг ее внука Алексея, погибшего в Чечне - Федосеев Владимир, с которым они вместе учились в Казанском танковом училище. Малышева Ф.А. написала книгу о своем муже, Герое Советского Союза, там есть теплые слова в адрес школьного музея.
Многие годы ведется переписка с учениками из станицы Старовеличковская Краснодарского края, где погиб выпускник школы Анатолий Жедяевский при освобождении станицы. Его именем названы улицы в Лаишево и Старовеличковской.
Ведется переписка с Бусыгиной Ниной Анатольевной, внучкой Ивана Габишева, одного из 26-ти Бакинских комиссаров.
1. Важное место в патриотическом воспитании учащихся занимает
информационное направление деятельности: издаётся газета «Гимназический вестник», юбилейный выпуск «Зеркало».
2. Важной составляющей процесса гражданско-патриотического воспитания является система проведения внеклассных мероприятий: тематических классных часов, уроков мужества, Уроков Мира по темам: «Символика государства», «Толерантность в молодежной среде», «В жизни есть место подвигу», « Есть такая профессия Родину защищать», «Я помню, я горжусь…», «День Победы–этот праздник со слезами на глазах», встреч с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, вечера военной песни, конкурсы рисунков и плакатов, сочинений «Война в судьбе моей семьи», вахта памяти, акции «Поздравь ветерана», проектные и творческие работы- все проводимые мероприятия способствуют развитию патриотического сознания учащихся на эмоционально-чувственной основе.
3. Большое внимание в гимназии уделяется развитию волонтерского движения по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам погибших.
Учащиеся гимназии ведут поисково-исследовательскую работу в своих семьях, собирая информацию от старшего поколения для акции «Бессмертный полк», собрано в 2016 году 40 фотографий. На третьем этаже гимназии создана Аллея Славы с фотографиями не вернувшихся с полей сражений солдат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни учащихся.
Результативность работы гимназии по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.