Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 20th of September 2017 02:11:41 PM Александра Лепская Время чтения: ~10 минут Нет времени читать?

Можно ли научиться ментальной арифметике самостоятельно

Можно ли научиться ментальной арифметике самостоятельно

Ментальная арифметика – методика обучения быстрому счету, пришедшая к нам из Японии. По утверждениям педагогов и психологов, научиться быстро считать в уме не главное в процессе занятий. Важно одинаково развить оба полушария мозга ребенка, что позволит ему гораздо эффективнее использовать свои умственные способности.

Высокая скорость устного счета – не главный, но интересный «побочный» эффект.

Занятия по ментальной арифметике проходят в специальных центрах, которые есть во многих крупных городах, но, к сожалению, попасть туда даже чисто географически имеют возможность не все. Стоят занятия недешево: от 600-700 рублей за один урок или более 4 тыс. рублей за абонемент.

В связи с выявленными ограничивающими факторами встает вопрос, можно ли научиться ментальной арифметике самостоятельно. Или овладение навыками возможности только под контролем учителя? Попробуем разобраться.

Готовим базу

Основной инструмент в рамках обучения – счеты абакус. Они существенно отличаются от традиционных советских счет, которые мы привыкли видеть в магазинах. Абакус представляет собой рамку, в которой присутствует разделительная горизонтальная линия. Вертикально на счетах натянуты спицы, на них нанизаны бусины. Ряд, расположенный над разделительной линией, содержит по одной бусине в столбце, под линией находится по 4 элемента.

В центрах ментальной арифметики абакус выдают в пользование на уроках. Если вы решили учиться самостоятельно, можно заказать счеты в интернет магазине. В зависимости от качества и материала исполнения их цена начинается от 700 рублей. Если не хотите тратиться, воспользуйтесь онлайн тренажерами.

Когда счеты уже на руках, потребуется обучающее пособие, которое поможет на начальном этапе. В сети есть много видео роликов, посвященных ментальной арифметике, но большинство из них записаны самими центрами в целях рекламы. Лишь некоторые энтузиасты готовы поделиться знаниями: их и ищите.

Самостоятельно можно научиться ментальной арифметике на начальном этапе. Далее, когда происходит визуализация абакуса и подсчитывание в уме, требуется строгий контроль специалиста, как технологический, так и временной.

Главное – понять принцип, по которому производится счет, и довести действия до автоматизма.

Основы счета на абакусе

Особенности строения абакуса вы уже знаете. Теперь рассмотрим, как откладывать числа на счетах.

Все числа до 5 набираем в нижней части абакуса, под разделительной линией. Если требуется число 5, подвигаем к разделительной линии элемент в верхней части счет. Числа от 6 до 9 выкладываем в виде суммы 5 и 1, 2 и т.д.  Так, если требуется 8, опускаем верхнюю бусину и поднимаем к разделительной линии 3 нижних.

Когда вы научитесь работать с единицами, приступаем к десяткам, сотням и т.д. Каждому столбцу справа налево присваиваем числовой разряд. Первый столбик справа – это единицы, далее – десятки, сотни и т.д. Чтобы набрать число 12, нужно отложить 2 бусины в нижней части счет в первом столбце и одну бусину в нижней части второго столбца.

Число 54 будет выглядеть иначе. Чтобы выложить его, нужно поднять 4 бусины в нижней части первого столбца и отложить бусину в верхней части второго столбца. Тренируйтесь выкладывать числа, действуя подобным образом с сотнями, тысячами, десятками тысяч и т.д.

Цель обучения – довести счет до автоматизма. Когда это произойдет, настанет второй этап обучения – визуализация абакуса и вычисление в уме.

Сложение

Это самое простое действие, производимое на счетах. Объясним на примере, как складывать числа на абакусе. Допустим, требуется сложить 14 и 22.

  • Выложите первое число, отодвинув 4 бусины в первом столбце и 1 бусину во втором столбце.
  • Складываем единицы. Добавляем 2 бусины в первом столбце. Но так как 4+2=6, опускаем 3 бусины в нижнем ряду и отсчитываем одну бусину в верхнем.
  • Складываем десятки. Добавляем во втором столбце еще 2 бусины снизу.

Рассмотрим усложненный вариант: 16+15.

  • Выложите число 16, отложив в первом столбце по 1 бусине сверху и снизу и 1 бусину во втором столбце.
  • Поскольку 6+5=11, в первом столбце оставляем отложенной 1 бусину снизу, а во втором столбце (десятки) добавляем еще одну.
  • Поскольку в числе 15 присутствует еще один десяток, потребуется отложить еще 1 бусину в разряде десятков.

Вычитание

Чтобы вычесть одно число из другого, проделываем те же действия, что и при сложении, только в обратном порядке. Возьмем сразу усложненный вариант: 93-68.

  • Выложите число 93, отложив все бусины во втором столбце и 3 бусины снизу в первом.
  • Вычитаем, начиная с десятков. Во втором столбце оставьте 3 бусины снизу (9-6=3).
  • Поскольку вычесть 8 из 3 мы не можем, займем десяток, оставив во втором столбце 2 бусины.
  • Отнимем от 13 8 и получим 5. В первом столбце останется отложенной только верхняя бусина.

Умножение

Процесс умножения гораздо сложнее. Возьмем пример 12х23.

  • Выкладываем числа, начиная от крайнего левого столбца. В первом столбике отложите 1 бусину, во втором слева – 2 бусины. Вы получите число 12. Далее сделайте 1 пробел (он подразумевает знак умножить). На четвертом столбце слева выложите 2 бусины, на пятом – 3 (получаем число 23). Оставляем еще один столбец для знака равно. Последующие столбцы потребуются нам для ответа.
  • Умножаем первый и четвертый столбец и откладываем результат в седьмом: 1х2=2, значит, в седьмом столбике отложим 2 бусины.
  • Теперь умножаем первый столбец на пятый: 1х3=3. В восьмом столбце откладываем результат: подвигаем вверх 3 бусины в нижней части.
  • Число во втором столбце умножаем на четвертый: 2х2=4. Откладываем результат в 8 столбце. Поскольку там у нас уже стоит число 3, добавляем 4 и в сумме откладываем 7 (1 бусина сверху и 2 снизу).
  • Умножаем второй столбец на пятый (2х3=6). Откладываем 6 в девятом столбце.
  • Читаем ответ: 276.

Деление

Этот процесс более динамичный, чем умножением. Возьмем пример 34/2:

  • Отложите 2 в крайнем левом столбце, далее пропустите 2 столбика для ответа и отложите число 34.
  • Разделите 3 на 2. Поскольку 2 помещается в тройке 1 раз, отложите в левом пустом столбце 1.
  • Теперь умножьте результат во втором левом столбце на делитель (1х2=2) и отнимите полученный результат от тройки. В 4 столбце слева останется 1. В сумме остаток – 14.
  • Разделите 14 на 2 и отложите ответ в третьем столбце (получаем 7).
  • Прочитайте ответ в тех столбцах, которые мы оставляли пустыми. Получается 17.

Как видите, научиться быстро считать на абакусе совсем не сложно. Но это только начальный этап. Сложнее перевести процесс вычислений в ментальный, т.е. представлять счеты и производить действия в уме.

Преимущество самостоятельного обучения в том, что вы и ваш ребенок будут идти в своем ритме. Многие дети в центрах для занятий по ментальной арифметике не выдерживают выполнение упражнений на время, что приводит к нервному перенапряжению.

Занимайтесь в домашних условиях, а прибегнуть к помощи наставников можно всегда, если это будет вам необходимо!