Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Tuesday 21st of November 2017 10:12:30 PM Мирсаид Берке Время чтения: ~14 минут Нет времени читать?

Всегда готов или как правильно мотивировать ребенка

Всегда готов или как правильно мотивировать ребенка

«Правильная мотивация – пол дела. Вторая половина – действие!»

Из-за неправильной мотивации, которую люди получают еще будучи детьми, повзрослев, человек прекращает своё развитие, так как не видит в этом особого смысла.

Например, как родители отвечают детям на их вопрос: «Почему я должен учиться?», чаще всего ответ звучит одинаково: «Чтобы устроиться на хорошую работу». После этого от ребенка следует второй вопрос: «А зачем мне работать?», и в этом случае ответ не блистает оригинальностью: «Чтобы жить в достатке». Вот и всё! Ребенок получил цель своей жизни. Он начинает учиться хорошо, вначале в школе, потом в колледже, потом в институте, потом ищет работу по специальности и вдруг, понимает, что работа, оказывается, и не обеспечивает обещанный достаток, а только обещает его при условии успешного развития карьеры. Человек вдруг понимает, что для того, чтобы стать известным высокооплачиваемым ученым или врачом мало одного диплома, а всему остальному, необходимому для успеха, нигде не учат.  Это главный момент в жизни каждого человека и от правильно сделанных выводов, зависит его дальнейшее развитие. Та часть людей, которых воспитали не разносторонней личностью, просто смиряется со своей участью, морально сходит с дистанции и не продолжают свое развитие. Но та часть людей, в ком родители смогли развить любознательность и жажду к знаниям, приходят к главному выводу всей своей жизни:

Процесс развития никак не связан только с процессом обучения в школе или в институте, а продолжается всю жизнь

Мы не говорим, что учиться в школе это плохо. Мы говорим про правильные ориентиры, что позволят ребенку воспринимать информацию иначе. Учиться надо не для того, чтобы устроиться на хорошую работу, а что бы уметь грамотно пользоваться теми способностями, без которых тяжело взаимодействовать с внешним миром. Все знания, что приобретает человек – это не конечная цель, а начальная база, которую в дальнейшем нужно пополнять уже самому. Не все люди устраиваются на работу по специальности. Многие из них зарабатывает на жизнь совсем другим способом. Но как они смогли адаптироваться и перестроиться? Все очень просто, потому что не прекращали развиваться.

Есть очень хорошая поговорка, которая гласит: «Если знания не пополняются с каждым новым днём, тогда с каждым новым днём они начинают убывать». И главной задачей родителей является донесения этой мысли до своих детей. Может возникнуть вопрос: «А как это сделать?», ответ очень прост: надо правильно мотивировать детей. Не стоит думать, что мотивировав ребенка однажды, мы получим целеустремленного человека навсегда. Мотивация должна меняться так же, как меняется сам ребенок. Некоторые мотивации останутся, но со временем могут ослабнуть, поэтому важно, чтобы родители каждый раз находили правильные мотивирующие фразы и доводы. А главное, мотивация это одна часть дела, вторая часть способность действовать. Но не будем забегать вперед и расскажем обо всём по порядку.

У каждого действия есть свои мотивы. Только мотивация меняется в зависимости от периода жизни.

Начиная с 3 лет и до совершеннолетия, главной мотивацией для развития у ребёнка является одобрение родителей. Наверняка, родители наблюдали такую картину, когда они начинали хвалить перед соседями особую способность одного из детей, то другие дети, наблюдая, как вздыхают и охают гости, начинают показывать и свои способности, дабы их тоже похвалили.

Это очень важный и ключевой момент в воспитании детей в многодетных семьях. Ведь нужно правильно мотивировать не одного ребенка, а всех. И главное, чтобы между ними не было конкуренции. А это означает, что родителям нужно суметь выявить особую способность во всех детях, а не только в одном и также хвалить. То есть, можно хвалить рисунок старшего сына и музыкальные способности второго ребенка, что в равной части считается важным умением. Дети должны понимать, что каждый из них по-своему уникален, нужно стремиться быть лучшим в том, что у них получается хорошо, а не подражать брату или сестре.

Правильная похвала является главным мотиватором для детей в их учебе и во всестороннем развитии. Если добавить сюда одну из ключевых вещей в воспитании детей, о которой рассказывают все детские психологи, это когда ребенок подражает модели поведения родителей, то мотивировать детей будет не так уж и сложно. И на вопрос, для чего нужно учиться, можно отвечать, чтобы быть таким же умным и счастливым, как отец и мать. А похвала должна быть за каждый полезный поступок ребенка, от помощи по хозяйству до пятерок в школе. Старайтесь замечать всё, за что можно было бы его хвалить. То, что родителям покажется мелочью - может оказаться важным для ребенка.

И если у детей что-то получается плохо, то нельзя их за это ругать, нужно сесть и вместе с ними разобраться, почему тот или иной предмет дается сложно и попытаться восполнить этот пробел. Но в случае с плохими поступками действовать нужно немного иначе. Надо пристыдить сам поступок, показать ребенку, что его поступок не сочетается с ним самим. Потом рассказать, почему нельзя так поступать и какой вред он этим наносит не только окружающим, но и себе. Другими словами, критика должна быть не демотивирующей, а наоборот мотивирующей. Всегда приветствуйте любознательность детей. Не ленитесь вникать в ситуацию и давать полезные ответы вместо шаблонных и бесполезных.

Когда ребенок достигает совершеннолетия, прежние мотивации (похвала и желание быть похожими на родителей) сохраняются, но появляется новая потребность – самореализация. Большинство родителей стараются и здесь не упустить своей руководящей роли и направить ребенка по своим профессиональным стопам или вовлечь в семейный бизнес. Но это не всегда правильное решение. Если сегодня целесообразно быть юристом, то ещё неизвестно, как может сложиться ситуация с этой профессией завтра. И если родители с самого детства развивали своих детей разносторонне и давали правильную мотивирующую установку, то не законсервируют их, а подскажут способ адаптироваться под новые неожиданные условия. Всего несколько правильных фраз и ребенок не окажется в ловушке чужой судьбы:

Найди то, что интересно тебе самому, и не прекращай развивать свои исключительные способности.

Поверьте, ребенок будет вам за это благодарен и с гораздо большей вероятностью захочет стать, как вы, и пойти по вашим стопам.

После того, как вы были для ребенка примером, настает время стать для него поддержкой. Подросток должен знать, что если вдруг у него что-то не получится, если он не пойдет по стопам родителей, будет отличаться от их, то родители от него не откажутся, они не будут на него обижены, а наоборот будут способствовать его самореализации. В идеале, самое лучшее, что могли бы сделать родители – это сразу определить в чём хорошо их ребенок и помочь ему в этом направлении. Но на деле сделать это бывает очень сложно. А что если ребенок родился прирожденным юмористом? Он может смешить людей и у него это хорошо получается, откуда родителям знать, что он сможет таким способом обеспечить себе и своей семье безбедную жизнь, если никто из них не имеет такого личного опыта? Поэтому многие родители из лучших побуждений отговаривают детей от их призвания, мол, лучше быть дипломированным врачом и, следуя поговорке: «Смех продлевает жизнь» периодически развлекать своих пациентов, устраивая для них вечер юмора. И этим неверием предают своего ребенка, уничтожают то абсолютное приятие, которое лежит в основе любви. Не поступайте так.

Даже, если ваш ребенок ошибется с выбором профессии, не расстраивайтесь. Есть много примеров, когда человек учился на одну профессию, но остался в памяти людей благодаря совершенно другим своим способностям. Например, Антон Павлович Чехов по профессии врач, но мы помним его и любим как писателя. Или военный врач Владимир Даль, которого мы знаем благодаря словарю Даля, ведь он был еще и талантливым писателем, собирателем фольклора, этнографом и лексикографом. Позвольте своим детям совершать собственные ошибки и исправлять их.

Но вот диплом получен. Повзрослевший ребенок нашел спутницу жизни. Он, словно птенец, научившийся летать и готовый отправиться в свободный полёт. Какой мотивирующий совет могут дать родители своему чаду на этот раз? Скажем, что прежняя мотивация для взрослого ребенка актуальна, это похвала родителей, а также желание подражать им, но теперь добавляется новое: создать такую же теплую атмосферу в семье для своих детей. И вот тут, главный совет, который родители могут дать своим чадам – это быть примером для своих детей.

Осознавая и принимая этот очень полезный совет, человек начинает строить свою судьбу и судьбу своих близких совсем иначе, чем мог бы. Он никогда не позволит себе иметь вредные привычки и тем более подавать плохой пример для своих детей, внуков и правнуков. Такой человек понимает, что, продолжая развиваться, он подает лучший пример своим детям, которые в дальнейшем будут ему подражать также, как и он своим родителям.

Мотивация, словно система зажигания, которая даёт запал, но пока человек не нажмет на педаль газа, машина не тронется с места, так и в нашем случае, вооружившись мотивацией, человек помимо этого должен уметь действовать. А значит с самого детства в ребенке нужно развивать целеустремленность и силу воли. Развивается это путём приобретения правильных привычек.

Не бывает одинаковых родителей, не бывает одинаковых детей, но есть верные и правильные способы воспитания, проверенные временем. Ведь воспитание сродни искусству, а значит обладая нужными знаниями каждый родитель сможет найти ключ к правильному развитию своего ребенка. Воспитывая в детях хорошие привычки, а также правильно мотивируя детей, родители дарят миру новую гармоничную личность.