Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Tuesday 28th of November 2017 03:29:24 PM Мирсаид Берке Время чтения: 10 минут Нет времени читать?

Сам себе философ или, как научить ребенка размышлять

Сам себе философ или, как научить ребенка размышлять

Однажды, производители одного продукта (не будем называть, что за продукт это был) решили устроить исследование, чтобы понять, как им выгодней продать свой продукт. Исследование заключалось в том, что группу людей заранее осведомили, что они должны отвечать одинаково на заданные спикером вопросы, а одному человеку, который не знал про задачу основной группы, просто велели слушать спикера и использовать свою способность размышлять.

Во время эксперимента спикер показывал продукт, дизайн упаковки которого ничем не выделялся и расхваливал его, но потом показывал этот же продукт в красивой упаковке, но в два раза дороже. Внутреннее содержание никак не изменилось. На вопрос, какую коробку вы бы купили, вся группа отвечала, что красивую, а тот человек, которому было велено проявлять способность размышлять, хотел было выбрать дешевый вариант продукта, понимая, что он покупает не коробку, а сам продукт, но замешкавшись, ответил, то же самое, что и вся группа.

В тот день было выявлено главное оружие манипуляции сознанием людей – это мнение большинства, а после и мнение авторитетного человека. Человеку можно продать любой продукт намного дороже, если этот продукт покупают многие или, если его расхваливают авторитетные люди. Мало того, его можно убедить купить тот или иной товар, даже если он ему не нужен, а все по той же формуле, потому что другие покупают или хвалят его.

Не секрет, что человека от животного, помимо всего прочего, отличает умение размышлять, но не все люди в полной мере пользуются этой способностью. Отчасти от того, что их этому не учили, отчасти от того, что они легко могут найти готовые ответы и им лень искать их самим, отчасти от того, что люди не всегда могут доверять себе и им не хочется брать на себя ответственность за свои решения и выводы. Легче довериться признанному философу, чем самому прийти к чему-то такому, над чем другие будут смеяться. Но они не учитывают один важный факт, над трудами философов, которыми пользуется нынешнее поколение, современники философов часто также насмехались. Взять хотя бы философа Джордано Бруно, которого сожгли за то, что он утверждал многое из того, что сейчас подтвердилось, например, что земля круглая. И если бы тот человек из вышеописанного исследования не испугался своих умозаключений и настоял на том, что возьмёт вариант первого продукта, потому что ему нужен продукт, а не упаковка продукта, то он смог бы сохранить в себе самое важное качество умение размышлять, которое оберегало бы его от всех бессмысленных, а иногда и вредных действий.

Хотелось бы отметить, что умение думать и умение размышлять это совершенно разные качества. Думать способны все люди, но лишь малая часть из них обладает способностью размышлять. Например, один человек, может думать, что справится с той или иной задачей, потому что он думает, это не сложно, но на деле оказывается всё наоборот.  А другой человек, который способен размышлять, прежде чем взяться решать задачу, размышляет над ней, задавая себе правильные вопросы, и в итоге приходит к одному из двух выводов, которые основаны на понимании своих сил и возможностей:

  • что он точно справится
  • что он точно не справится

И если у одних людей способность размышлять это врожденный навык, то другим его нужно тренировать.

Всех в школе учили тому, что дважды два это четыре, но единицы задаются вопросом, а почему именно четыре, а не пять? И, к сожалению, в школах нет такого предмета, как искусство размышления, поэтому научить своих детей размышлять это задача родителей.

Потребность размышлять у ребенка приходит уже в позднем подростковом возрасте. Именно тогда он начинает задумываться о своем поведении, о жизни. Но в детском возрасте дети не ощущают такую потребность. И задача родителя не задаваться целью, научить малыша размышлять, во что бы то ни стало, а научить некоторым приемам, которые он подсознательно сможет использовать, когда у него первый раз появится потребность поразмышлять над чем-то.

Ниже мы приводим некоторые инструкции, благодаря которым родители смогут заложить в своих детях ростки полезного и правильного умения размышлять.

  • Все воспитатели и детские психологи отмечают, что сказка лучший инструмент донесения до подсознания малыша важных и нужных вещей. Поэтому нужно обзавестись семейным ритуалом, после каждого прочтения сказок или поучительного рассказа, обсуждать поступки героев. Вначале просто спросите, «Кто в сказке хороший, а кто плохой?», когда ребенок даст ответ, следующий вопрос должен быть таким: «А почему этот персонаж хороший, а тот плохой?». Возможно, ребенок сразу не найдется, что ответить, так как еще не научился анализировать и потому на первых порах родителям нужно будет ему помогать. Но с каждым разом у малыша это будет получаться лучше и без подсказок взрослых
  • Сократ говорил, что в поисках истины, нужно быть невежественным. Если перевести это на современный язык, то данные слова означают, что задавая вопросы детям, родителям нужно делать вид, что они сами не знают ответов, даже если и знают. Если взять наш пример с таблицей умножения, то задавая вопрос, сколько будет дважды два, родители не должны хотеть услышать в ответ «четыре», так как это будет обычная проверка знаний. Но если им хочется, чтобы их ребенок научился размышлять, то они должны быть готовы к любому ответу (даже к неправильному), а потом спросить его, как он пришел к этому выводу? Именно такой подход и развивает в детях способность размышлять.
  • Еще один очень хороший и универсальный способ, который помимо того, что развивает в ребенке способность размышлять, также развиваем фантазию, память, внимание, логику, воображение. Это игра, которая называется «А, почему?». Суть игры в том, чтобы придумывать определенные ситуации для различных персонажей, которые бы вызывали много вопросов «А, почему?». Например, ситуация с кроликом, который бежит по лесу, но смотрит не вперед, а вбок, из-за чего попадает в яму. В связи с этим первый вопрос, который родители должны задать ребенку это, а почему кролик упал в яму? Обычно, дети отвечают, потому, что не смотрел под ноги. После этого задайте следующий вопрос, а почему он не смотрел под ноги? На этот вопрос детям будет сложно ответить сразу, поэтому родителям нужно проявить терпение, подсказав, что он может придумать что-то, используя свою фантазию. Допустим, ребенок ответил потому, что увидел лису. Тогда следующий вопрос должен быть уже про яму, а почему в лесу яма? Потом следующий вопрос уже про саму лису. Вот таким образом, придумывая различные ситуации, родители учат детей подходить к поиску решения с разных сторон и искать причинно-следственную связь.
  • Родители должны приучать своих детей размышлять над любой житейской задачей. Чем бы ребенок ни занимался, пусть воспитает в себе привычку задаваться вопросом. Например, почему после дождя воздух чистый. Почему птицы чирикают, а не разговаривают. Почему капли дождя падают сверху вниз, а не снизу верх. И не важно, что вопрос может показаться глупым, но зато, таким способом, ребенок научится находить неглупые ответы на свои вопросы. Помните? Цель не проверить знания, а постичь суть.

И пусть школа пока что этому не учит, но никто не запрещает самим родителям взяться за обучение своего ребенка и подарить ему такую замечательную способность, как постигать суть вещей путём размышления. Это не останется незамеченным, пройдет время, и дети начнут задаваться вопросом, а как получилось так, что они обладают такой полезной способностью? И размышляя об этом, они обязательно постигнут суть и придут к своим родителям с большой благодарностью.