Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Friday 22nd of September 2017 10:42:56 AM Александра Лепская Время чтения: ~9 минут Нет времени читать?

Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать

«Чтение – лучшее учение», - гласит пословица. Современные методики призывают учить читать малышей чуть ли не с пеленок. Но эффективен ли такой подход в сфере раннего развития? Не вызовет ли он перенапряжения и срыва нервной системы младенца?

Традиционная методика, напротив, предлагает начинать обучение чтению с 4-5 лет, хотя знакомство с буквами может произойти гораздо раньше, в 2-3 года. Мы с вами рассмотрим различные варианты новаторских и традиционных способов, как научить ребенка читать, и выберем самый эффективный и легкий для наших детей.

Новаторские методики, или как сделать из ребенка гения

Современные педагоги-новаторы стремятся утвердить в родителях мысль: в каждом малыше таится гений – нужно только уметь его пробудить. Этой цели посвящены некоторые новейшие методики обучения чтению с первых месяцев жизни. Они предполагают: чтение не самоцель. Важно развить в крохе такие качества, как внимание, память, мышление. Как в этом помогает умение соединять буквы и звуки в слова?

Методика Домана-Маниченко

Знаменитый педагог Глен Доман придумал способ раннего развития малышей с помощью карточек, на которых изображены предметы или явления, подписанные яркими большими буквами. Тематические наборы карточек для работы с детьми сегодня можно приобрести в любом книжном магазине.

Суть метода заключается в том, что младенцу показывают карточку с буквами или словами, изображениями в течение нескольких секунд. Малыш еще не умеет разговаривать, но благодаря острой зрительной памяти быстро схватывает, как выглядит слово, соотнося буквенную надпись с изображением. Если через некоторое время после занятий крохе показать еще раз это слово, он сам выберет картинку, соответствующую его смыслу.

Начинать обучение можно с 6 месяцев. Как утверждает сам автор, младенцы учатся воспринимать слова целиком, минуя этапы изучения алфавита и деления слова на слоги.

Но хорошо ли это? Когда малыш придет в школу, ему все равно придется столкнуться с традиционной методикой. Однако если рассматривать метод Домана-Маниченко не как способ научить малышей читать быстро и правильно, а как один из путей развития умения концентрировать внимание, зрительной памяти, то почему бы ни попробовать? Любые ваши усилия пойдут крохе на пользу.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.

А. Эйнштейн

Методика Зайцева

Оригинальный способ обучения чтению, совмещающий новаторские предложения и традиционные приемы, предложил педагог Н.Зайцев. Он использует привычные для нас с детства кубики с буквами иначе. Зайцев ввел понятие склада (сочетания согласной и гласной букв, на месте гласной может стоять Ь).

На каждой стороне кубика располагается склад, а не отдельная буква. Так, по мнению педагога, дети гораздо лучше усваивают азбуку. Мягкие и твердые согласные, гласные окрашены в разные цвета.

Кроме того, у картонных кубиков есть наполнители, которые при потряхивании издают звук. Внутрь можно положить деревянный брусок, колокольчик, обрывки бумаги и т.д. Их звучание должно соответствовать согласному звуку по твердости-мягкости.

Где же взять эти кубики? Их можно изготовить самостоятельно или заказать (приходят они в виде заготовки, поэтому склеивать и добавлять наполнитель придется самим). Процесс, конечно, трудоемкий и занимающий у родителей определенное время. Из готовых кубиков можно составлять с детьми слова.

Практика показывает: методика Зайцева дает стандартные результаты, мало отличающиеся от традиционного обучения.

Но если у вас есть возможность приобрести пособие и наличие свободного времени, чтобы кропотливо заниматься с малышом в домашних условиях, то почему бы ни попробовать? Крохе наверняка будет интересно.

Традиционный метод обучения

Если вы не признаете новаторские идеи, и предпочитаете идти проторенной дорожкой, тогда пойдем вместе. Обучение чтению по слогам проводите поэтапно, тщательно прорабатывая каждый описанный шаг:

  • Познакомьте малыша с буквами. Делайте это не спеша, при этом произносите букву не так, как мы привыкли читать ее в алфавите (например, ЭС), а как она звучит в слове (С). Ребенок должен соотносить изображение и звук, чтобы затем правильно складывать звуки в слоги и слова. Призовите себе в помощь обучающие мультфильмы, карточки, кубики. Находите изучаемую букву в книжках, на вывесках. Выкладывайте ее из бусин, пишите на песке – для запоминания любые пособия хороши.
  • Соедините 2 гласных звука. Чтобы понять принцип объединения звуков в слоги, ребенок должен их протянуть, пропеть, что не позволяют сделать согласные. Нарисуйте на листочке бумаги гласные А и У на расстоянии друг от друга. Проведите линию от одной гласной к другой и одновременно пропойте: А-А-А-У. Попросите кроху повторить за вами. Звуки словно встречаются и объединяются друг с другом. На этом принципе построено обучение чтению в букваре Жуковой.
  • Объединение согласного и гласного звуков. Теперь настала пора соединить согласный и гласный звук. Если предыдущее упражнение усвоено, этот этап не составит труда.
  • Чтение сочетаний из нескольких букв. Когда кроха научился объединять согласный и гласный звуки, добавляем к буквосочетаниям еще 1-2 согласные, например, ТРА-ТРО-ТРУ. Составляем различные вариации звуков.
  • Составляем слова. На базе изученных буквосочетаний складываем простейшие слова. На первом этапе можно разбить их на слоги, чтобы ребенку было легче приспособиться.
  • Читаем короткие предложения. Из прочитанных и усвоенных слов составьте короткие предложения и попросите малыша их прочитать. Первая победа достигнута!

Далее остается только усложнять материал, добавляя более сложные слова и удлиняя тексты.

Оптимальный возраст ребенка для начала обучения чтению по традиционной методике – 5 лет.

В процессе обучения следуйте рекомендациям:

  • Не торопите события. Пока не усвоен один этап, не переходите к следующему.
  • Не подгоняйте и не ругайте кроху за неудачи. Пробуйте снова и снова.
  • Подключайте мотивацию, систему поощрений, принятую в вашей семье.
  • Задействуйте любые интересные малышу пособия, которые для вас доступны.
  • Слова, предложения и тексты для отработки техники чтения должны быть понятны крохе.

Берите из традиционной и новаторских методик обучения чтению те элементы, которые вам кажутся наиболее полезными и интересными для малыша.

Упорство, любовь к своему ребенку и вера в его способности помогут вам с честью преодолеть этот нелегкий путь к знаниям!