Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 30th of August 2017 03:47:30 PM Александра Лепская Время чтения: 10 минут Нет времени читать?

Как правильно развивать мелкую моторику у детей?

Как правильно развивать мелкую моторику у детей?

Ловкость движения пальцев кистей рук и называется мелкой моторикой, при этом в работе задействуются костная, мышечная и нервная системы. Чтобы малыш вырос сообразительным и способным, родителям придется позаботиться о том, как развивать мелкую моторику у детей. А мы с удовольствием расскажем, как это правильно сделать.

В чем польза?

Как утверждают ученые, в пучках пальцев рук сосредоточено много рецепторов, которые связаны с нервными волокнами и центрами в головном мозге, отвечающими за память, речь, зрение, внимание. Чем больше мы уделяем внимание мелкой моторике, тем богаче наш словарный состав, острее восприятие, дольше память.

Вспомните, какие движения пальчиков у малышей до года. Они еще неточные, неуклюжие. Но с возрастом ребенок учится владеть своим телом. Чем чаще родители занимаются с крохой, тем скорее малыш учится письму, тем богаче его словарный состав и быстрее мыслительные процессы.

Понаблюдайте за пожилыми людьми, которые любят вязать, шить, заниматься рукоделием. Большинство из них до глубокой старости сохраняют отличную память и свежесть восприятия. У вас не осталось сомнений в том, что пальчики малыша нуждаются в особом «уходе»? Тогда приступаем к упражнениям.

Занятия, помогающие развитию мелкой моторики

Чтобы совершенствовать ловкость пальчиков у детей, не обязательно просиживать рядом с ними часами. Есть множество увлекательных занятий, наедине с которыми ребенок не будет скучать. Что можно предложить?

  • Погремушки. Первые игрушки для развития мелкой моторики. Они снабжены удобными ручками, что позволяет крохе захватывать их и тем самым укреплять мышцы кистей рук. Если у вас накопилось много погремушек, свяжите их в гирлянду и повесьте над манежем. Ребенок будет с удовольствием тянуться к ним!
  • Пирамидка. Игрушка состоит из центрального стержня на подставке, на который нанизываются кольца разного диаметра, от большего к меньшему. Умение правильно собрать пирамидку без посторонней помощи – своеобразный экзамен для крохи на ловкость и сообразительность.
  • Пальчиковые краски, рисование. Поскольку малыш до года еще не умеет держать в руках карандаш или фломастер, предложите ему другой полезный вариант самовыражения – рисование пальчиковыми красками. Для этого не нужно обладать особым мастерством: достаточно окунуть палец в краску и провести им по бумаге или ткани. Рисунок готов, зато сколько восторга! С 2 лет давайте крохе карандаши, фломастеры, акварельные краски. Пусть сначала просто попробует что-то изобразить. Затем приступайте к более совершенным формам: научите изображать солнышко, звездочки, ручей, лес и т.д. Не избегайте раскрасок: они учат четкости движений.
  • Лепка. Пластилин, соленое тесто, глина – сколько разновидностей материалов для детского творчества! Это занятие как нельзя лучше подходит для совершенствования мелкой моторики. Если боитесь, что кроха проглотит пластилин, сделайте сами для него соленое тесто, соединив соль, воду и муку. Материал отлично лепится, не пристает к рукам и, главное, съедобен. Правда, есть его малыш вряд ли захочет – невкусно!
  • Знакомство с бумагой. Деткам до года достаточно просто листа бумаги. Если малыш разорвет его на мелкие кусочки, радуйтесь – это и есть простейшее упражнение для развития ловкости пальчиков. Когда этот этап будет пройден, предложите полистать книжку: и полезно, и занятно! К 5-6 годам можно попробовать вырезать и наклеивать аппликации.
  • «Работа» с бытовыми предметами. Мамочки, загляните на кухню, и вы увидите множество пособий для занятий с малышами. Предложите крохе завинчивать крышки, складывать мисочки одна в одну, перебирать крупу или горох. Малыш и на глазах, и делом занят!
  • Мозаики, пазлы. Это занятие как нельзя лучше сочетает ловкость рук и логическое мышление. Начинайте с простейших пазлов из 2-3 кусочков, постепенно наращивая количество элементов. Мозаики тоже на этапе знакомства приобретайте с крупными деталями, а уж потом – помельче.
  • Шнуровки. Каждый школьник должен уметь завязывать себе шнурки. Но начинать лучше с учебных пособий – специальных досок с дырочками. Просверлите в фанере крупные отверстия, возьмите шнурок и покажите ребенку, как вязать узелки. Он быстро подхватит вашу идею!
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом” И.Кант

Пальчиковые игры

Большую пользу для развития мелкой моторики могут принести пальчиковые игры. Это несложные упражнения, сочетающие в себе массаж родительской рукой и собственные движения крохи.

Наверное, многие помнят с детства присказку: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», при этом мама поглаживает ладошку ребенку. Когда начинается перечисление, что делали детки сороки, малыш загибает пальчики. Происходит гармоничное сочетание ритмики речи и движений тела. А прошедшие через века «Ладушки»? Чем не гимнастика для кистей рук? Пальчиковых игр очень много, и каждая из них соединяет речевое и двигательное воздействие.

Занятия по развитию мелкой моторики – это гарантия дальнейшей успешности вашего малыша. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН провели исследование и установили интересный факт: если ловкость рук ребенка не соответствует его возрасту, то и умственное развитие существенно отстает.

Шнуруйте, рисуйте, вяжите, перекладывайте! Массажируйте ручки своих детей, и малыши порадуют вас своей сообразительностью!

Рекомендованные статьи