Идеи Прекрасной Полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 17th of January 2018 12:54:42 PM Александра Лепская Время чтения: ~10 минут Нет времени читать?

Системное воспитание

Системное воспитание

Современная педагогика предлагает множество подходов и стилей воспитания. Но давно уже стало понятно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому сосредотачиваться только на одном из них нецелесообразно.

Все популярнее становится так называемое «системное воспитание». Этот термин, предложенный ведущим тренером центра «Синтон» Владимиром Виноградовым (тренинг-центр по практической психологии), означает смену стилей и подходов в воспитании в зависимости от уровня развития ребенка. Педагог оценивает, насколько его воспитанник готов справляться с трудностями, и в зависимости от этого подбирает оптимальный стиль общения с ним.

Как реализуется системное воспитание?

Чтобы пример был более наглядным, стоит описать процесс системного воспитания как стиль взаимоотношений руководителя и подчиненного. В зависимости от уровня профессионального развития последнего будет меняться и подход к общению с ним руководителя:

  • Директивный. Этот стиль хорош на начальном этапе. Если сотрудник вливается в коллектив, еще ничего не зная о принципах работы компании, начальник исключает всякие личные отношения с ним и реализует исключительно деловой подход. Как старший по должности и более опытный, он обучает и наставляет с помощью подробного инструктажа и распоряжений.
  • Наставничество. Как только подчиненный усвоил азы, его отношения с руководителем становятся более личными и теплыми. Сотрудник ощущает поддержку, но полностью исключать подробный инструктаж со стороны начальника еще рано.
  • Партнерство. У подчиненного уже достаточно опыта, чтобы руководитель мог с ним советоваться и обсуждать детали сделок. Возникает возможность партнерства и высокий уровень доверия. Отношения становятся более дружескими и теплыми.
  • Делегирование. Это деловой подход, сочетающийся с высочайшим уровнем доверия. На примере это выглядит так. Если руководитель считает какую-либо сделку выгодной для своего предприятия, он передает все права по ее организации своему подчиненному и полностью уверен, что тот доведет дело до конца, и причем успешно.

Ребенок проходит такие же этапы в процессе взросления, как взрослый на рабочем месте, поэтому смена подходов в его воспитании будет во многом схожей:

  • Авторитарный стиль. Хорош на раннем этапе развития личности, когда ребенок еще не умеет ни говорить, ни вести себя в рамках культуры. Многие навыки ему приходится осваивать путем многократных повторений, что больше напоминает дрессуру, нежели воспитание. В этот момент со стороны родителей важно применение директивного, или авторитарного стиля. Малыш еще не имеет собственной воли, поэтому нуждается в управлении и руководстве со стороны. Директивный подход необходим особенно в те минуты, когда ребенок испытывает психику родителей, выдвигает требования, закатывает истерики.
  • Авторитетный подход. Актуален, начиная с 6-7 лет, когда ребенок усвоил базовые бытовые навыки, но продолжает осваивать нормы поведения. В рамках данного подхода родитель еще является авторитетом, но уже не довлеет над ребенком, а четко знает, в каких вопросах допустимо обсуждение, а в каких лучше продиктовать собственное требование и проследить за его выполнением.
  • Либеральный. В семье, где воспитательный процесс изначально проводился правильно, либеральный подход возможен уже с подросткового возраста. Данный стиль воспитания предполагает, что взрослый и ребенок общаются на равных, между ними поровну распределяется ответственность, взрослый предоставляет подростку свободу действий, рассчитывая на его сознательность. Такая свобода действительно полезна, если в более раннем возрасте ребенок усвоил, как вести себя в обществе, как защититься от отрицательного влияния неблагоразумных друзей и т.д. Если родители пока не уверены в сознательности подростка, не стоит полностью отходить от авторитетного подхода.

В идеале подрастающий ребенок должен многое делать сам, развивать и воспитывать себя самостоятельно, воспринимая родителей и общество как ресурс для дальнейшего познавательного процесса и социальной активности.

Формирование воли – важный этап воспитания

Маленький ребенок еще лишен воли. Ему пока непонятны слова «надо», «должен», поскольку он еще не в состоянии активизировать свои внутренние ресурсы, чтобы выполнять действия не желаемые или малоприятные.

Формирование силы воли – отличительный признак взросления, и в этом процессе авторитарный стиль воспитания играет главную роль. В рамках системного воспитания малыша сначала учат подчинению внешним правилам, по которым живет общество, а затем, когда он становится старше, передают бразды правления собственной личностью в его руки. Иными словами, взрослый сначала учит малыша командам и требует подчинения, а затем ребенок начинает командовать собой сам.

Откуда же появляется воля в человеке? Принято считать, что образцом силы воли в семье является отец. Он и подает пример стойкости, учит этому кроху с ранних лет. Но в современных семьях далеко не всегда  источником строгости и требовательности является мужчина. Нередко в этой функции его заменяет мать, а отец проявляет себя как нежный и мягкий.

Не так важно, чей волевой голос, отца или матери, впоследствии будет звучать внутри повзрослевшего человека. Гораздо актуальнее, чтобы он с детства был приучен к дисциплине и вырос волевой личностью.

Мягкость и либерализм в отношении малыша, отсутствие категоричных интонаций может привести к тому, что он вырастет безвольным человеком. С другой стороны, авторитарное давление на подростка лишает его свободного проявления воли и разума, возможности самому строить свою жизнь или встречает активное противостояние со стороны ребенка. Методично проводимое системное воспитание с самого рождения позволяет вырастить сильную, самостоятельную и самодостаточную личность.

Рекомендованные статьи