Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Saturday 23rd of September 2017 11:55:35 PM Александра Лепская Время чтения: ~10 минут Нет времени читать?

Развиваем склонность у детей к творчеству

Развиваем склонность у детей к творчеству

В любой сфере деятельности и любой профессии сегодня требуется творческий подход, называемый модным словом «креативность». В детях педагоги призывают развивать творческие способности, но у многих родителей представление о «творчестве» очень размытое. Чаще всего под ним понимается обучение рисованию, пению или музыке.

Однако понятие творчества гораздо шире. Оно подразумевает нестандартный подход к решению любой проблемы, проявление фантазии и воображения. Креативность – это любое активное проявление личности. Именно этому мы и должны научить детей

Возрастные особенности восприятия

Развитие творческих способностей у детей надо начинать с понимания возрастных особенностей малышей. Когда приступать к формированию креативных личностей?

  • Большинство педагогов отвечают: с рождения. Но в первые 1-2 года жизни развитие будет пассивным. Вы можете ставить малышу музыку, показывать картинки и комментировать их, но это еще не активная деятельность. Наблюдайте, фиксируйте, что больше нравится ребенку, тогда в дальнейшем вы сможете развивать его способности в определенном русле.
  • 3-4 года – наиболее продуктивный возраст. В этот период кроха проявляет интерес к играм и упражнениям, т.е. родители могут увидеть конкретное воплощение своих стараний и ответную реакцию малыша. Если нет возможности заниматься с ребенком самому, можно пригласить специалиста. В этом возрасте детки с удовольствием посещают творческие кружки, что способствует и формированию навыков общения, речи.
  • В 5-6 лет развитие дошкольников обретает более четкие, полупрофессиональные границы. Упражнения на совершенствование фантазии, воображения сменяются ориентированием на отдельные виды искусства: музыку, рисование, танцы, гимнастику и т.д. Одновременно начинается подготовка дошкольников к школьному обучению, где тоже важен креатив.
  • 7-8 лет – это кропотливая творческая деятельность, проходящая в специализированных студиях, кружках.

На начальном этапе мы стараемся развить в детях стремление к яркому воображению, визуализации. Как только эта цель достигнута, пора применить имеющиеся способности в конкретном виде деятельности.

Как развивать?

Нередко от родителей можно услышать: «Я не знаю, как развивать ребенка!», и поэтому творческие способности малыша оказываются пущенными на самотек. Но это лишь отговорки. Занятия по совершенствованию воображения настолько просты, что с ними справится самый занятый и непосвященный в секреты педагогики родитель.

Разделим наши занятия на несколько тематических категорий.

Окружающий мир

Именно окружающая нас природа – неиссякаемый источник вдохновения для творческих личностей. Но для того, чтобы она порождала креативность, малыш должен научиться видеть в ней красоту и  наблюдать.

  • Прогуливаясь, обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг. Это могут быть падающие листья осенью, проезжающая мимо машина, куст на углу дороги. Художник в душе должен уметь замечать детали.
  • Рассказывайте о животных или растениях, читайте о них книги и художественные произведения. Литература воспитывает уважение и бережное отношение к братьям нашим меньшим.
  • Объясняйте явления природы. Фантазия невозможна без глубокого понимания.
  • Отвечайте на вопросы ребенка. Когда малыш чем-то интересуется, обязательно удовлетворите его любопытство, иначе избыток воображения выльется в то, что кроха начнет рисовать собственную искаженную картину мира, и переубедить его будет сложно.

Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать.

Н.Г.Гарин-Михайловский

Игры для развития

Развитие и совершенствование способностей должно быть интересным, добровольным, поэтому оптимально раскрывать в детях стремление к творчеству с помощью игр. При этом следите: предложенные занятия должны соответствовать возрасту ребят. Чем можно занять детей младшего дошкольного возраста?

  • Настольные игры. Это оптимальная форма развития умственных и творческих способностей. Взять хотя бы старый-добрый «Морской бой», который сегодня дети почти забыли. В нем нужно проявить недюжинную сообразительность, чтобы победить! Для 5-7-классников неплохим выбором будет «Монополия». А вот ребят старшего школьного возраста нужно заинтересовывать чем-нибудь сложнее, например, шахматами, шашками.
  • Конструкторы, мозаики, пазлы. Эти игры существуют для всех возрастов. Они совершенствуют мелкую моторику, учат мыслить креативно.
  • Творческие наборы. Сегодня на рынке детских игрушек можно встретить так называемые творческие наборы. Это заготовки для рисования, вышивания, лепки и т.д. Конечно, в них дается шаблон, но на его основе малыш потом сможет создать собственное произведение искусства.

Художественное творчество

Рисование и лепка помогают развить умение представлять, визуализировать, совершенствуют фантазию и воображение.

Прежде чем начать рисовать, изучите с крохой цвета. Затем попробуйте с малышом пальчиковые краски: пусть почувствует всю гамму оттенков и игру цвета. На втором этапе не лишними будут раскраски, на основе сюжетов которых многие детки затем создают собственные рисунки. Если ребенок всерьез увлекся художественным творчеством, пора отдавать его в изостудию.

Развитию мелкой моторики и пространственного воображения способствует лепка. Выбирайте мягкий пластилин, с которым малышу будет комфортно работать. На этапе знакомства с этим видом деятельности можно попробовать соленое тесто. Вместе лепите шарики, колбаски, блинчики, а из них уже можно составить любые композиции.

Музыка

Любовь к музыке начинается с колыбельной мамы. Больше слушайте с крохой мелодии, ходите с ребенком на концерты. Если вы заметили у малыша хоть малые музыкальные способности, развивайте их. Пусть он не станет великим музыкантом, однако он получит мощный толчок для совершенствования умственного и творческого потенциала.

Чтение

Не обойтись в творческом развитии и без художественной литературы. Это огромная кладовая образов, напрямую связанная с обучением нравственности. Читая или слушая произведения великих писателей, сказки, кроха учится визуализировать, обретает чуткое отношение к слову, учится воспринимать его глубинный смысл.

Разыгрывайте сценки из литературы, водите малыша на экскурсию в библиотеку, предлагайте или читайте ребенку художественную литературу. Книги дают полет фантазии и огромные возможности для воображения.

Чем глубже знaния, чем шире круг нaблюдений, чем больше опыт жизни, тем ярче рaсцветaет творческaя мысль, тем обильнее творческий урожaй…

Г.В.Александров

Рекомендованные статьи