Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 17th of January 2018 11:14:38 PM Александра Лепская Время чтения: ~11 минут Нет времени читать?

Как вырастить личность?

Как вырастить личность?

Взаимопонимание, пожалуй, главное, к чему стремятся родители в отношении с детьми. Когда младенец только появляется на свет, мама учится понимать своего малыша и действует больше методом подбора средств успокоения: меняет подгузник, дает грудь и т.д. Впоследствии она уже более точно угадывает, что требуется ее груднику: сказываются опыт и наблюдательность.

Когда ребенок подрастает и начинает говорить, общаться с ним становится легче. Время от 6 до 13-14 лет – «золотое для мамы», ведь именно в этот период мама и ребенок хорошо понимают друг друга. Малышу еще требуется материнская опека, поэтому при любых сложностях он бежит к ней за помощью. А мама рада тому, что малыш нуждается в ней и делится с ней своими трудностями, чувствами и впечатлениями.

Когда ребенок переходит в подростковый период, он нередко становится замкнутым, мало общается с родителями и больше доверяет друзьям. Поскольку отцам изначально свойственно воспринимать ребенка как взрослого человека, они легче находят общий язык с подростком и менее остро воспринимают этот процесс взросления.

Мамы же оказываются «у разбитого корыта». Они чувствуют себя беспомощными и брошенными. Главная цель – постоянная забота о ребенке – уходит из их быта, наступает пустота, которую многие женщины не знают, чем заполнить.

Лишь незначительный процент семей сохраняет дружеские отношения и доверие, когда дети становятся взрослыми. Чаще родители с трудом смиряются с тем фактом, что их ребенок взрослеет и многое может решать сам. Они боятся отпустить свое чадо во взрослую жизнь, ведь она полна непредсказуемых опасностей! В конце концов, родителям трудно понять, что набросить ярмо опеки на своего ребенка им уже не удастся, и придется искать другой формат отношений. Но какой?

Сначала нужно признать: проблема «отцов и детей» формируется не в подростковом возрасте. Если вы не можете установить взаимопонимание со взрослым ребенком, скорее всего, вы неправильно вели себя по отношению к нему еще в детстве.

Чтобы понять детей и найти общий с ними язык, попробуйте представить себя на их месте.

Что ищут дети?

В первую очередь, выясним, чего ожидает ребенок, когда обращается к родителю. Представьте, что ваш малыш подбегает и говорит: «Я больше не буду дружить с Витей». А теперь подумайте, какой ответ вы дадите на эту фразу.

На язык просятся следующие стандартные слова:

  • Правильно, не дружи, он плохой.
  • Почему?
  • Я тебя предупреждала, не гуляй с ним и т.п.

Но ни один из этих ответов не дает ребенку внутреннего удовлетворения. Произнося эти фразы, мы воспроизводим собственную оценку или проявляем интерес, в то время как дети ожидают от нас СОЧУВСТВИЯ.

Когда вы делитесь с другом или подругой своими проблемами, то вряд ли ожидаете, что друг будет с интересом выспрашивать у вас подробности обстоятельств или оценивать ваш поступок. Скорее всего, вы хотите, чтобы вас пожалели, согласились, что вам приходится трудно.

Так и ребенок: он ждет, что вы пожалеете его, выразите ваше сочувствие.

Какой фразой это лучше сделать? Например: «Мне кажется, что Витя тебя обидел». Можно одновременно погладить ребенка по головке или приобнять.

Но читатель скажет: «А где же сочувствие? Где эмоции и жалость, вздохи и укоры в адрес Вити?». Но мы ведь не хотим вырастить из своего ребенка жертву, которая по любому поводу будет бежать жаловаться другим? Поэтому лишние вздохи убираем, и оставляем только сочувственные слова.

Есть еще несколько приемов, которые помогут наладить контакт с малышом:

  • Настраивайтесь на активное слушание. Например, ваше чадо забегает в комнату и кричит: «Не пойду больше в школу!». Первая реакция, которая возникает у родителей, - это взрыв негативных эмоций, готовый вырваться наружу со словами: «Я тебе не пойду!» или т.п. Но такое поведение только настроит ребенка против вас. Сдержимся и поступим по-другому. Посочувствуем и одновременно покажем, что готовы слушать дальше: «Говоришь, в школу не пойдешь…». Произнесите фразу с утвердительной, а не вопросительной интонацией: этим вы покажете, что интересуетесь не праздно, а готовы выслушать и помочь. Чаще всего, после сказанного родителями малыш сам продолжает изливать душу.
  • Используйте Я-сообщение. Если ребенок совершил проступок, родители склонны обвинять его, используя в своей речи так называемые ты-сообщения: «Ты все испортил!», «С тобой только позориться!» и т.д. Однако, оценивая ребенка, мы рискуем нанести травму его внутреннему миру, ведь у детей нет полутонов: любое слово, исходящее от родителей, они воспринимают остро и эмоционально. Чтобы не испортить отношения, переходите на Я-сообщения: «Мне не нравится, как ты разговариваешь со старшими…», «Мне больно смотреть, как ты портишь вещи». Согласитесь, такие фразы звучат менее обидно, но действуют убедительнее: ребенок ведь не хочет обижать или расстраивать родителей?
  • Устанавливайте запреты, но ограничивайте их количество. Запреты необходимы ребенку: это те «маяки», на которые он ориентируется в своем поведении. Родители, которые ни в чем не отказывали детям, в конце концов, получают не благодарность, а злость и обиду. Малыш, растущий без запретов, дезориентирован, не чувствует твердой почвы под ногами. Но если запретов слишком много, жизнь перестает быть радостной и превращается в сплошные ограничения.

Следите за каждым словом, которое вы произносите в присутствии ребенка, мудро выстраивайте стены ограничений, и когда ваш малыш достигнет подросткового возраста, вам не придется страдать от пустоты и отсутствия взаимопонимания.

Язык тела

Словами мы передаем и воспринимаем лишь десятую часть информации.  Наши эмоции, органы чувств играют в этом процессе даже большую роль, чем органы речи. Каждый из нас обращает внимание на то, что ему ближе, понятнее. В зависимости от того, какие органы чувств играют большую роль в восприятии, люди делятся на 3 основные группы:

  • Аудиалы. Это люди, для которых самым важным в восприятии мира являются звуки. Они тонко чувствуют музыку, отлично запоминают то, что слышали. Дети аудиалы быстро учат стихотворения, если им прочитать текст несколько раз. В окружающих явлениях они ценят не внешний вид, а исходящий звуки. Например, друзей они могут выбирать по тембру голоса и т.д.
  • Визуалы. Эти люди воспринимают мир в зрительных образах. Они любят «глазами», у них отлично развита зрительная память. Визуалов в мире больше всего – около 70%.
  • Кинестетики. Это редкая группа людей, которые воспринимают мир через органы осязания. Они любят ласку, получают удовольствие от вкусной пищи, мягкой постели. Они хорошо ориентируются в темноте. Чтобы что-то оценить, им нужно это пощупать.

Конечно, чистые визуалы или аудиалы встречаются в жизни очень редко. Человек ориентируется в мире с помощью всех имеющихся у него органов чувств. Соответствие тому или иному типу определятся по ведущему способу восприятия окружающей среды.

Взаимопонимание между родителями и детьми во многом зависит от того, насколько взрослые учитывают особенности личности малыша. Например, ребенок-аудиал просит маму купить ему самую лучшую машинку. Мама-визуал выбирает самую красивую, яркую, но оказывается, что подарок не соответствует ожиданиям крохи. Лучшая в его понимании та машинка, которая «поет» мелодичнее, а не выглядит ярко.

При общении с детьми необходимо учитывать еще одну особенность личности: направленность деятельности, чувств и эмоций на внешний или внутренний мир. В зависимости от этого люди делятся на экстравертов и интровертов.

  • Экстраверт. Внешний мир является чуть ли не единственной реальностью для него. Эти люди любят играть на публику, живо интересуются всем происходящим, быстро переключаются от одного предмета к другому, из-за чего бывают рассеянными. Ребенок-экстраверт часто задает вопросы, спрашивает совета. Они энергичны, все делают быстро, легко ориентируются в новой компании.
  • Интроверт. Выглядит более спокойным и сосредоточенным. Его внимание направлено на собственный внутренний мир. Реальность для такого человека – это его эмоции, реакция на происходящее. Чувства интроверта более сильные, но он не любит выставлять их напоказ. Несмотря на все указанные особенности, интроверт не означает меланхолик, замкнутый или нелюдимый человек. Интроверт может любить компании, но лишь потому, что в них можно поговорить с интересными ему людьми.

Зная тип личности своего ребенка, можно легко найти с ним общий язык. Неплохо будет присмотреться к его позе, положению тела в тот момент, когда он с вами разговаривает. Благодаря языку жестов вы поймете, насколько ваш сын или дочь искренни с вами. Ребенок замкнут, боится или что-то скрывает, если:

  • держит руки в замке или накрест на груди;
  • отводит глаза в сторону;
  • колени в положении сидя сомкнуты;
  • голова опущена, спина колесом.

Наоборот, открытая поза, прямой взгляд говорит о том, что ребенок готов наладить с вами контакт.

Пытаясь установить взаимоотношения с детьми и воспитать их без криков и истерик, попытайтесь представить себя на их месте. Дети ощущают себя среди взрослых, как лилипуты среди великанов. Проявляйте терпение, не поучайте, а объясняйте. Будьте всепонимающими и всепрощающими родителями, и тогда дети в любом возрасте будут рады разговору с вами.

Рекомендованные статьи