Идеи прекрасной полезности

Родитель - главный педагог в жизни ребенка

Wednesday 17th of January 2018 10:54:46 PM Александра Лепская Время чтения: ~11 минут Нет времени читать?

Дисциплинарный подход и свободное воспитание

Дисциплинарный подход и свободное воспитание

К процессу воспитания детей можно относиться по-разному. Кто-то требует строжайшей дисциплины, а кто-то относится лояльно ко всем детским шалостям и старается быть гуманным и понимающим.

В зависимости от поведения и отношения взрослых выделяют два подхода к воспитательному процессу: дисциплинарный и свободный. Какому из них следовать, чтобы вырастить из ребенка самодостаточную личность?

Дисциплинарный подход

Прежде чем делать выбор, нужно знать, на каких принципах основывается каждый подход. Рассмотрим сначала дисциплинарное воспитание. Оно характерно для армии, спортивных учреждений, религиозных школ, казарм (в частности, школы для британской элиты Итон) и базируется на следующих «трех китах»:

  • В основе дисциплинарного подхода лежит дисциплина – отсюда и происходит его название. Для всех участников воспитательного процесса существуют строгие правила, за невыполнение которых следуют санкции или наказания, заранее известные и порой даже прописанные в уставе.
  • Для всех участников обязательным является распорядок дня, установленный старшими режим.
  • Соблюдается субординация: младшие подчиняются старшим. С субординацией связан и формат отношений.

Достоинство дисциплинарного подхода заключается в том, что ребенок вырастает дисциплинированным, более приспособленным к условиям взрослой жизни. Однако этот стиль закрепощает, а в худшем случае – не защищает ребенка от произвола наставника. Результатом чрезмерных стараний учителей могут быть физические и душевные травмы воспитанников, отсутствие творческого подхода к решению жизненных проблем, немение самостоятельно думать и размышлять.

Дисциплинарный подход оценивается как мужской: для женщин он труден и непонятен. На протяжении многих столетий, в том числе в советской школе, он был основой воспитания. Лишь в конце 20 века заговорили о свободном и гуманном подходе, в котором, правда, обнаружились и свои минусы.

Свободное воспитание

Движение за свободное воспитание началось еще в 18 веке во Франции. Его родоначальником был философ Жан-Жак Руссо. В России в 19 веке этот подход в воспитании был перенят Л. Толстым, который активно вводил его школах для крестьянских детей.

Идея свободного воспитания заключалась в том, что взрослые не должны были принуждать ребенка к определенному поведению, а лишь помогали раскрыться тому, что было заложено в малыше самой природой.

Однако умные представители движения понимали: совсем без принуждения не обойтись. Поэтому воспитатели, действующие в рамках данной традиции, не стремились принуждать детей, а создавали обстоятельства, в которых ребята не могли поступить иным образом, нежели тем, который требовался взрослому.

К соблюдению правил и ограничений детей принуждали искусственно созданные обстоятельства, а не сами взрослые.

Сторонники свободного воспитания убеждены, что дети тянутся к лучшему, поэтому нужно создать им благоприятные условия для развития. В процессе самосовершенствования ребенок не должен ощущать давления и унижения, он сам имеет право выбирать свой путь в жизни.

Свободное воспитание не предполагает усиленное давление на ученика личности воспитателя или педагога, но и не ограничивает влияния со стороны. Как правило, гуманистический подход в деле выращивания молодежи реализуется в рамках учебных заведений и трудно выполним в семье.

Широкое распространение свободного подхода и массовые педагогические эксперименты, оканчивающиеся плачевно, постепенно исказили самую суть идеи. Свободное воспитание людьми, не имеющими педагогического образования, воспринимается как попустительство и, что еще страшнее, под лозунгом гуманизма реализуется в семьях и детских учреждениях.

Однако сам Руссо говорил о том, что гуманистический подход ничего общего не имеет со вседозволенностью. Если ребенок командует родителями, часами просиживает за компьютером вместо учебы, не имеет никаких обязанностей, но регулярно требует исполнения своих прав, это отсутствие воспитания.

Кроме того, даже мужчины и женщины по-разному воспринимают гуманистические принципы. Мужчина предполагает, что за каждый свой поступок ребенок сам несет ответственность. Женщина же склонна жалеть малыша: в ее понимании свободное воспитание – это попытка оградить от неприятностей и отрицательных моментов жизни.

Однако еще в 18 веке Руссо высказывался против жалости и попустительства по отношению к воспитанникам. Задача наставника – выстроить обстоятельства таким образом, чтобы ребенок проявил требуемые качества. Но философ не говорит о том, что искусственно созданные обстоятельства должны быть мягкими и комфортными. Педагог или воспитатель лишь выступают в качестве манипуляторов, добиваясь нужной реакции от ребенка.

Несмотря на свои положительные стороны, свободное воспитание имеет ряд минусов:

  • Массовые попытки ввести данный принцип в учебные заведения оканчивались плачевно, чаще всего вседозволенностью, основанной на искаженном понимании педагогических принципов.
  • Гуманистический подход требует большей вовлеченности воспитателя в процесс, постоянных творческих поисков. В условиях современной семьи, когда родители целыми днями находятся на работе, и в большинстве не имеют представления о педагогике, свободное воспитание перерастает во вседозволенность.
  • Воспитание в свободном стиле требует отрыва от семьи. Поскольку оно призвано лишь развивать то, что заложено в ребенке, нет гарантии, что разовьются не хорошие, а плохие качества.
  • Никто не ограждает ребенка от сторонних отрицательных влияний и не несет за это ответственность.

Свободное воспитание – дорогое удовольствие. Чтобы создавать ребенку искусственные условия для самопроявления, требуются и средства, и время, и немалые усилия.

Что лучше?

Сказать однозначно, какой подход лучше, очень сложно. Многое зависит от характера и пола ребенка, традиций учреждения, в котором он воспитывается и обучается.

Для мужчин предпочтительнее дисциплинарный подход с элементами свободного воспитания. Например, в отношении распорядка дня, соблюдения чистоты и гигиены, физической культуры без дисциплины не обойтись. Но в решении жизненных задач, процессе обучения без влияния личности воспитателя и определенной доли свободы и действия в рамках искусственных обстоятельств не обойтись. В противном случае из мальчика вырастет не креативная и дисциплинированная личность, а беспомощный «солдат», который только и умеет, что выполнять приказания других.

Женщинам тоже нужна дисциплина, но в меньшей степени. В воспитании девочки обязательным является соблюдение режима дня и принципов гигиены. В остальном требуется мудрое наставничество, посильная направляющая помощь, помогающая раскрыться творческим способностям будущей леди. Свободное воспитание лучше усваивается девочками и помогает им творчески проявить себя и осознать свою женскую сущность.

Таким образом, лучший подход в воспитании – это разумное сочетание дисциплины и гуманистического подхода, причем нужно строго разграничивать сферы деятельности, в которых они могут быть использованы. И тогда рождение настоящей личности не заставит себя ждать.

Рекомендованные статьи